Бонса́й (яп. 盆栽 букв. «выращенное в подносе») — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Слово «бонсай» происходит от китайского «пэнь-цай». Возникло искусство в 231 году до н. э. в Китае. История
Первые достоверные письменные источники, касающиеся возникновения стиля бонсай, исходят из Китая и относятся к эпохе династии Тан (VIII—X вв.), где впервые в настенной живописи появляется изображение пеньцзай — растение, взятое из природы и затем пересаженное в горшок. Эти растения выращивались буддийскими монахами, вероятно, за несколько веков до нашей эры и впоследствии превратились в одно из занятий местной знати Бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки — «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими. Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе.
Тёккан (Chokkan) Формальный прямой стиль (тёккан) — в этом традиционном стиле ствол остаётся прямым, утолщаясь у корня.
Моёги (Moyogi) У дерева, выращенного в неформальном прямом стиле (моёги) ветки или ствол могут быть немного искривлены. Верхушка ствола всегда находится на прямой линии, исходящей перпендикулярно земле в том месте, где начинается корень.
Сокан (Sokan) Сокан («сдвоенный ствол») — представляет собой композицию, отличающуюся от остальных наличием двух стволов. Они могут быть разными по размеру и образовывать одну крону.
Сякан (Shakan) Наклонный стиль (сякан) отличается от формального прямого стиля только тем, что рост дерева идёт под углом к земле. Кэнгай (Kengai) Каскад (кэнгай) имитирует рост деревьев у воды или на горах. В полном каскаде вершина дерева растёт за границей горшка и опускается значительно ниже почвы, находящейся в горшке.
Хан-кэнгай (Han-Kengai) Хан-кэнгай — полукаскадный стиль. В полукаскаде поднимающаяся верхушка дерева остается на уровне почвы плошки. Нэцунагари (Netsunagari) Нэцунагари — стиль, имитирующий вид деревьев, у которых часть ствола затоплена или засыпана землёй. Ветки такого растения растут как отдельные деревья. Будзинги (Bunjingi)(литературный стиль) «Стиль учёных мужей» характеризуется прямым стволом дерева, с минимумом веток. Сэкидзёдзю (Sekijoju) Сэкидзёдзю — «корень на камне» — дерево (часто инжир) растёт на камне. Ствол находится прямо на камне, а корни причудливо оплетают его.
Исидзуки (Ishitsuki) Исидзуки или «растущий-на-камне» стиль схож со стилем секидзёдзю, но в этом случае корни дерева растут в расщелинах камня. Так как места для корней в этом случае немного, этот стиль используют для иллюстрации выносливости дерева.
Хокидати (Hokidachi) Хокидати — «Стиль метлы» — применяется на деревьях с раскидистыми ветвями. Ствол остаётся прямым, а ветки растут вокруг него примерно на 1/3 высоты дерева, вследствие чего листья образуют форму, похожую на шар.
Ёсэ Уэ (Youse-Ue) «Ёсэ Уэ» или группа деревьев — стиль, в котором выращивают более 9 деревьев в одной композиции. Количество их может варьироваться, но почти никогда не бывает равно 4 (слово «си» — «четыре» на японском созвучно со словом «смерть»). Часто в горшок сажают деревья одного и того же вида, а красота композиции заключается в сочетании высот и возрастов этих деревьев.
Икадабуки (Ikadabuki) Многоствольный стиль, икадабуки (плотообразный стиль), отличается тем, что он имитирует дерево упавшее в болоте, основание имеет форму плота образованно лежащим на земле стволом, от которого отрастают разновеликие деревца.
Жуть неописуемая, жуть как красиво! Просто очень очень красиво! Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!