пытаются доказать: "если ученик неуютно чувствует себя в классе, то в этом, по большому счету, виноват он сам. Ну и отчасти - его родители, не сумевшие сформировать у ребенка готовность к школьному обучению - познавательную, мотивационную, эмоциональную и т.п." К счастью, есть психологи и педагоги, понимающие, что не все так просто и что у проблемы есть и другая сторона. Вот что пишут специалисты, описывая возможные отношения между учителем и учениками:
Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике
Учитель не интересуется учеником, ученик избегает учителя. Это форма не отношений, а сосуществования. О воспитательном влиянии педагога говорить не приходится. Чувствуя безразличие учителя, ученик платит ему тем же. Если взаимное безразличие продолжается достаточно долго, то ученик привыкает смотреть на школу и на учителя как на формальные атрибуты, которые его ни к чему не обязывают. Причин для возникновения девиантного поведения более чем достаточно. Безразличие учителя — главный стимул для этого.
М.М. Рыбакова. Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов
Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником.
Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощенной трактовки его мотивов, учитель часто дает оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у учеников, а иногда стремление вести себя так, как нравится учителю, чтобы оправдать его ожидания. В подростковом возрасте это приводит к конфликту в поведении, слепому подражанию образцу, когда ученик не затрудняет себя стремлением “заглянуть в себя”, самому оценить свой поступок.
Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, не считаясь с их позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт.
(В этих отрывках рассматриваются только некоторые частные случаи сложных взаимоотношений учителей и учащихся, и если вы хотите глубже разобраться в их причинах и следствиях - пройдите по приведенным выше ссылкам).
Скажу сразу - цитированные мною книги написаны для пелагогов. А я пишу для родителей. Поэтому учителями пусть занимается их начальство, а мы с вами подумаем, что делать нам, родителям.
Но сначала прочтите, пожалуйста, что думают сами ребята о непростых отношениях учеников и учителей (я намеренно ничего не изменила в текстах, т.к. впереди у нас, возможно, в следующем выпуске - разговор о грамотности и культуре речи)
... у меня очень ужастные отношения с математичкой. Она меня ненавдит и я некогда неполучал оценку больше 3. дочего же она бесилась когда после участия в математических олимпиадах у меня были не самые последния места по городу)))) С преподовательницей по русскому я просто задровася и пару раз в месяц заходил на урок. тоиш прогуливал на пропалую и русский и лиетратруру)
...залог взаимопонимания - вежливость и уважение учителя... 100 раз это использовал, дабы получить хорошую оценку
...Скажу конкретно. Все оценки зависят от учителя. И если ты не умееш лизать жо.. то это оч. плохо. К сожалению у меня плохой характер и поэтому я всегда страдал из-за этого в школе. Я не уважал многих учителей и поэтому получал 3-4. Хотя было видно что я намного лучше знаю этот предмет чем мои однакласники. Так что с этим не чего не поделаеш как говорится Учитель всегда прав
...Прежде всего, учитель и ученик должны видеть друг в друге ЧЕЛОВЕКА! Просто один из них старше и знает больше, поэтому и учит другого - вот тогда отношения наладятся и оценки будут объективными. Нужно разграничить не отношения - формальные/неформальные - а ситуации, в которых необходим тот или иной подход. Например, на контрольной работе тебя должны оценивать так же, как и других, без личного отношения. А вне учёбы два человека могут запросто поговорить по душам - и уже не важно, кто из них кто. И если учитель и ученик после окончания школы остаются добрыми друзьями - то ничего лучшего им в их отношениях просто и пожелать нельзя!
Как видите, дети сами делают определенные выводы и пытаются им следовать. А что же родители?
И здесь мне снова хочется процитировать С.С. Степанова (В школу - без розовых очков)
Бывает, что ребенок возвращается из школы необычно тихий и вялый. Обыкновенно разговорчивый, он вдруг перестает делиться своими впечатлениями, предпочитает помалкивать, ни на кого не жалуется - просто молчит.
Прежде вполне здоровый ребенок начинает регулярно сетовать на недомогание: то у него болит голова, то живот. Причем обычно по утрам, перед уходом в школу. И исключительно в будние дни - в выходные наступает заметное улучшение.
Бывает и иная реакция - перевозбуждение, раздражительность, двигательная расторможенность. Именно на это чаще всего жалуются учителя начальной школы: ребенок неусидчив, излишне подвижен, не умеет сосредоточиться. И учителя по-своему правы: внешнее впечатление именно таково. Но это - лишь симптом того напряжения, которое тяготит ребенка.
А на ближайшем родительском собрании его маме предстоит узнать, что он "недисциплинирован" и "недостаточно старателен".
Дорогие родители! Не торопитесь принять этот приговор на веру (ведь безупречных учеников вообще не бывает, это скорее идеалистическая абстракция, порожденная учительским воображением; к тому же многие великие люди в школе слыли никудышными учениками).
Наверное, не стоит сразу возражать учителю: учителя к этому не привыкли и страшно этого не любят.
Просто не забывайте, что учительница (сколь угодно милая) видит вашего ребенка по-своему, и вы сильно ошибетесь, если свой материнский взгляд замените ее учительским. И самое главное - освободитесь от иллюзий и мифов, которые в свое время изрядно попортили жизнь вам. а теперь могут повредить и вашему ребенку.
Миф первый: "Школа - второй дом".
Дом у ребенка один. И не надо перекладывать на чужих людей то, что для вас наиболее ценно и значимо. Школа живет по другим законам, и законы родного дома в ней не действуют. Так что же она для ребенка, если не дом? Обязанность, работа, дело. Хорошо, если дело становится любимым. Но признаемся себе: все ли мы в жизни занимаемся любимым делом? Чаще бывает иначе: работа не очень увлекательна, а то и неприятна. Но необходима! Значит, нужно набраться терпения и исполнять долг. А не морочить голову себе и другим приторными иллюзиями. Ведь сами-то мы в них не верим.
Миф второй: "Учительница - вторая мама".
Мать у ребенка тоже одна. Избави его Бог от тех, кто стремится стать ему второй мамой. Ибо ею (как впоследствии отцом-командиром) желают стать те, кто хотел бы полностью подчинить нас своей воле. Роль матери учительница пускай играет для собственных детей, а для учеников она - учитель. Это совсем другая роль. Тоже весьма достойная, но другая. Она обязательно требует такта, милосердия, ума. Но слиянию родственных душ, беззаветной взаимной любви тут взяться неоткуда.
Миф третий: "Учитель всегда прав".
А встречали ль вы вообще хоть одного человека. который всегда прав и никогда не ошибается, полностью избавлен от недостатков, предрассудков и заблуждений? Не бывает таких людей! Даже среди педагогов. Как у любого человека, у каждого учителя есть свои индивидуальные особенности (не всегда положительные) и личные проблемы, а их печать неизбежно ложится на стиль его отношений с детьми. Многие из нас наверняка вспомнят свою любимую учительницу - умную, добрую и справедливую. А то и двух-трех таких учителей... Из тех полутора десятков, что в свое время учили нас уму-разуму. Вот вам и искомая пропорция. Если в школе, куда пошел ваш ребенок, такая пропорция сохранится, то и слава Богу. А большего ждать наивно.
Многие из нас в не такие уж далекие школьные годы хлебнули немало огорчений из-за того, что наши родители свято верили означенным мифам. Не будем повторять их ошибок.
Сказанное вовсе не следует воспринимать как гневное обличение школы. В конце концов, все мы вынесли из школьных лет много приятных воспоминаний о любимых учителях и добрых товарищах, о минутах радости и восторга. Но таких воспоминаний было бы намного больше, если бы не навязанные розовые очки, не дающие различить шероховатости и острые углы, которые из-за этого ранят еще больнее. Отправляя ребенка в школу, отбросим розовые очки. Так мы легче убережем свое дитя от "ушибов". Да и очевидные достоинства школы разглядим более трезво.
А теперь постараемся подвести итоги.
1. Попробуйте всегда быть на стороне своего ребенка. Разумеется, это не означает, что нужно все прощать и оправдывать любые действия своего дитяти. Нет.
Но разобраться в причинах конфликтной ситуации и постараться их устранить - надо.
Постараться объяснить ребенку, что учитель тоже человек со своими проблемами и сложностями и не всегда может быть абсолютно правым - надо.
Воспитать ребенка в духе корректности даже по отношению к не очень приятному человеку - надо.
2. Постарайтесь наладить с преподавателем добрые, доверительные отношения, как писали дети на форуме, увидеть в нем человека.
3. Если учитель жалуется на вашего ребенка - не спорьте. Сочувствуйте педагогу, внимательно выслушивайте (обязательно прочтите статью "Как вызывать положительные чувства у других людей"), советуйтесь с ним - и поступайте так, как велит вам здравый смысл и любовь к ребенку.
Ведь иногда в школе осуждают те самые качества, благодаря которым ваш ребенок впоследствии добъется успеха в жизни. Например, скромность, послушание, безоговорочное уважение к набившим оскомину истинам всегда вызывают восторг у недалеких преподавателей. А как такому скромняге жить в современном мире?
Относитесь с долей скептицизма к тем оценкам личности вашего ребенка, которые делает учитель - они, скорее всего, довольно поверхностны.
4. Не уставайте объяснять ребенку, что если учитель не ангел небесный и недолюбливает его, это совсем не значит, что сам ученик может не соблюдать элементарные правила вежливости. В конце концов, большинство людей именно таковы - не очень умные, не очень справедливые и часто совсем не доброжелательные. Но надо же научиться жить в мире со всеми!
Словом, как считают сами дети (смотри
выше) -
залог взаимопонимания - вежливость и уважение к учителю. Причем не обязательно к конкретной личности, а просто к функции: учитель учит, работа у него такая - зачем же ему мешать?
Конечно, корректность поведения ничего не имеет общего с тем что дети называют "лизать жо..". Унижаться и пресмыкать перед учителем - самое последнее дело.
Вы, возможно, скажете, что ожидать корректного поведения от 11-летнего хулигана просто нереально. А вот и нет. Дети прекрасно знают, как надо себя вести. Но не всегда хотят и могут. Значит, не надо мучить их нотациями и наказаниями. Постарайтесь понять и защитить. А если уж наказываете, то справедливо и за действительные проступки, а не потому, что учителя жалуются на ребенка и заставляют вас краснеть на родительских собраниях.
И не затевайте войну с учителями. Если уж совсем достанут - просто поменяйте школу.