Можно долго рассуждать о том, каким образом следует формировать поисковые запросы, однако я предпочитаю основные рекомендации свести к следующим несложным постулатам. 1. Пишите грамотно слова поискового запроса
Вы будете смеяться, но масса людей не могут найти сайты по интересующей их тематике и на все лады костерят поисковые системы, между тем как слово для поиска просто введено с ошибкой, и поисковик протирает жесткие диски до дыр, пытаясь отыскать «ателье по срочному пошиву польтов», тогда как в ателье польты никто не шьет, а шьют пальто.
2. Используйте синонимы
Если поиск нужных результатов не принес, попробуйте переформулировать запрос, используя синонимы. Например, вместо «чоппер» напишите «крутой мотоцикл», вместо «тачка» — «автомобиль», вместо «курсовая работа» — «реферат».
3. Уточняйте запрос
Чем точнее будет построен поисковый запрос, тем больше шансов, что в первых строках результата поиска будет нужный вам ресурс. Поэтому если вы ищете уже упоминавшуюся технологию вышивания крестиком по молочным бидонам, просто и тупо напишите это в строке поиска. Если результат вас не удовлетворит, тогда уже начинайте варьировать строку.
4. Используйте ключевые слова
Если результат поиска вас не удовлетворил, включайте в поисковый запрос как можно больше уточняющих слов. Если вас интересует именно творчество Герберта фон Караяна, то в поисковой строке кроме непосредственно имени великого дирижера обязательно введите слово «творчество». Если вы ищете информацию по автомобилю Honda — так и пишете «автомобиль Honda», а не просто «автомобиль».
5. Не пишите запрос в верхнем регистре
Все запросы желательно писать в нижнем регистре, потому что поиск обычно регистрозависимый, и строку «ПЯТЬ МИЛАНСКИХ КАФЕДРАЛЬНЫХ СОБОРОВ» вам найдут только в том случае, если она где-то на сайте набрана заглавными буквами. Однако если вы ищете какие-то имена собственные — например, группу «Черный кофе», а не продукт питания черный кофе, — тогда пишите их с заглавных букв (именно с заглавных, а не все заглавными).
6. В сложных случаях используйте язык запросов
Практически все поисковые системы поддерживают так называемый язык запросов, позволяющий задавать мощнейшие комбинации различных критериев поиска. Но язык запросов — это отдельная тема, поэтому мы ее рассмотрим в следующем разделе.
Язык запросов
Предположим, вы хотите задать поисковой системе запрос следующим образом: «Найди мне все страницы, где встречается слово «селедка», при этом в любом случае отсутствует слово «картошка», не более чем через два слова от «селедки» расположено слово «водка», чтобы сайт при этом находился в зоне ru.
Хороший запросик, правда? Душевный…
Между тем вы совершенно спокойно можете составить подобный запрос, используя специальные символы в строке поиска, которые и называются языком запросов.
1.Исключение/включение определенных слов — знаки «+» и «-»
Предположим, вы хотите найти сайты, на которых есть анекдоты про блондинок, но при этом вы не выносите анекдоты, в которых злые люди блондинок называют дурами. Тогда в запросе пишете следующее: «+анекдот +блондинка -дура» — это означает команду искать страницы, на которых в обязательном порядке присутствуют слова «анекдот» и «блондинка», однако отсутствует слово «дура».
2. Перечисление альтернатив — знак «|»
Вертикальная черта позволяет задать альтернативы: система ищет хотя бы одно из перечисленных слов. Например, если вы хотите найти страницы, где встречается одно из слов «папа», «мама», «дочка», «внучка», поисковый запрос будет выглядеть следующим образом: «папа | мама | дочка | внучка».
3. Поиск точного соответствия — знак «!»
Обычно поисковики ищут все словоформы введенного слова, даже если оно задано полностью: например, если в строке введено «блондинка», то первыми будут выведены страницы, где встречается именно «блондинка», но далее в результатах поиска окажутся «блондинки», «блондинкой», «блондинкою», «блондинкам» и так далее. Однако если вам нужно найти только данную конкретную форму — «блондинка», — тогда задавайте поисковую строку так: «!блондинка».
4. Поиск точной фразы — кавычки
Если вам нужна точная фраза «гипервизионный квазиконвертер», а не «гипервизионный анализатор, включающий в себя темно-зеленый квазиконвертер в пупырышках», тогда при поиске заключите фразу в кавычки: «гипервизионный квазиконвертер», и в этом случае поисковик выведет только те страницы, где эти слова располагаются строго рядом.
5. Задание расстояния между слов — «/n»
В случае когда вы хотите найти все варианты фразы «высокая [любое слово] блондинка» — можно отразить это неуемное желание в поисковом запросе с помощью знака «/», означающего «не превышало», и числа, показывающего допустимое количество слов, причем 1 — это значит отсутствие слов. Поясняю. Запрос «высокая /+2 блондинка» означает команду искать все сочетания, где между «высокая» и «блондинка» не больше 1 слова. То есть «высокая блондинка» — подойдет, «высокая длинноногая блондинка» — тоже подойдет, а «высокая длинноногая и страстная блондинка» — уже нет. Значок «+» означает, что слово (слова) должно быть справа, а «-« — слева. То есть запрос «высокая /(-2 4) блондинка» означает, что «высокая» должно находиться от «блондинка» в интервале расстояний от 2 слов слева до 4 слов справа.
6. Ограничение по адресам — команда «#url»
Если вас интересует поиск, например, только на конкретном сервере или по конкретной группе адресов либо же, наоборот, поиск, который исключает конкретные адреса или группы адресов, можно воспользоваться командой #url=»адрес или группа».
7. Поиск ссылок — команда «#link»
Иногда (особенно это бывает актуальным для владельцев собственных страничек) бывает очень интересно узнать, какие сайты ссылаются (ставят гиперссылку) на тот или иной адрес. В этом случае достаточно в строке поиска задать следующие данные: «#link=»адрес»».
Я перечислил только основные возможности языка запросов поисковой системы Яndex. Отмечу, что эти параметры, как правило, весьма похожи и в других поисковых системах, хотя в любом случае перед их использованием желательно посмотреть описание на конкретном поисковике.
Также следует иметь в виду, что практически каждый поисковик позволяет создавать довольно сложные запросы с помощью специальной формы под названием «расширенный поиск», для работы с которой вам уже не нужно знать, как именно работает язык запросов в данном поисковике.
Некоторые тонкости
Когда вы делаете поисковый запрос, нужно быть готовым к тому, что релевантность может сыграть с вами довольно забавную шутку. Пример. Вы хотите найти стихотворение Агнии Барто «Любочка». Но название его вы не помните, а помните только первую строчку «Синенькая юбочка, ленточка в косе». Вводите эту строку для поиска в Yandex. И что получаете? Вовсе не текст стихотворения. А что?..
На первом месте — статья из популярного женского журнала с названием «Синенькая юбочка, ленточка в косе».
На втором — издевательское стихотворение «Любочка» с «Анекдота.ру», где первая строчка — именно такая, как вы запросили, ну а дальше — полный кошмар (Любочка там умерла жуткой смертью).
На третьем — обсуждение с весьма посещаемого форума, которое называется «Синенькая юбочка, ленточка в косе» и посвящено ужасам педофилии.
Что вы на это скажете? «Ах, — скажете, — какой это глупый Яndex, раз он не может найти такую простую ссылку!» И будете совершенно неправы. Потому что Яndex как раз нашел именно то, что вы просили, причем четко учитывая релевантность. Откуда ему знать, что вы ищете именно стихотворение Барто? Мало ли у кого какие юбочки, какие ленточки и какие трещинки!..
Как в данном случае нужно было поступить? Элементарно, Ватсон! Нужно было воспользоваться советом Уточняйте запрос! Вам нужно стихотворение Агнии Барто? Вот и пишите в запросе: «Синенькая юбочка ленточка в косе Барто». И все! Первой же ссылкой Яndex выдает полный текст этого стихотворения!