Приветствую Вас Гость
Пятница
29.03.2024
16:58

НА ГРАНИ РЕАЛЬНОСТИ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: wdw  
Форум » Раздел по интересам » Литературный раздел » Крылатые выражения
Крылатые выражения
МЁДДата: Суббота, 10.07.2010, 14:11 | Сообщение # 1
Сладкая отрава
Группа: Администраторы
Сообщений: 5931
Медали и ордена:

За победу в конкурсе Мисс форума 2008 года За победу в конкурсе лучший модератор форума 2008 года За любовь к сайту и потрясающие ролики про форумчан За победу в конкурсе Мисс форума 2009 года За победу в конкурсе Секс символ-2010 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Тема посвящена крылатым фразам, их истории и что они означают.

Как с гуся вода

Перед вами не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Бывало, знахарка, обливая больных детей «наговорной водичкой», да и заботливые родители, купая их в бане, таинственно приговаривали: «С гуся вода, а с нашего Коленьки (или Петеньки) худоба (то есть бо­лезнь)». И верили, что всякие напасти сбегут с их сынка или доченьки так же быстро и бесследно, как сбегает вода с гу­синого оперения.

Именно с гусиного? Нет, не обязательно: с перьев любой водяной птицы. Ведь у таких птиц оперение покрыто особой жирной смазкой, которую выделяет железа на спине у корня их хвоста. Вода их не смачивает, скатываясь по жиру...

А уж вот сказать: «Как с курицы вода» - нельзя. Видели вы мокрую курицу? Жалкий вид! Недаром и говорят про рас­терянных, испуганных людей: «мокрая курица».


 
МЁДДата: Суббота, 10.07.2010, 14:12 | Сообщение # 2
Сладкая отрава
Группа: Администраторы
Сообщений: 5931
Медали и ордена:

За победу в конкурсе Мисс форума 2008 года За победу в конкурсе лучший модератор форума 2008 года За любовь к сайту и потрясающие ролики про форумчан За победу в конкурсе Мисс форума 2009 года За победу в конкурсе Секс символ-2010 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Типун тебе на язык!

Ясно, что это пожелание, и притом не слишком дружественное. Но каково его значение?

Когда у вас дома будут готовить на обед курицу, и осмотрите ее язык. На самом кончике вы увидите роговой бугорок, помогающей птице клевать. Это «типун».

Бывают болезненные твердые прыщики на языке человека; кое- где у нас их тоже называли «типунами» и считали признаком лживости. Соврал что-нибудь - и готово: сидит «типун».

Из этих наблюдений и суеверий родилась заклинательная формула: «Типун тебе на язык!» Ее основное значение было: «Ты лжец: пусть у тебя появиться типун на языке!»

Теперь значение этого заклинания несколько изменилось. «Типун тебе на язык!» - ироническое пожелание тому, кто высказал недобрую мысль, предсказал неприятное.


 
МЁДДата: Суббота, 10.07.2010, 14:12 | Сообщение # 3
Сладкая отрава
Группа: Администраторы
Сообщений: 5931
Медали и ордена:

За победу в конкурсе Мисс форума 2008 года За победу в конкурсе лучший модератор форума 2008 года За любовь к сайту и потрясающие ролики про форумчан За победу в конкурсе Мисс форума 2009 года За победу в конкурсе Секс символ-2010 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Альма-матер (alma mater)

Если это латинское выражение перевести на русский, получится: «кормилица», «мамка» («alma»-питающая, кормящая; «mater»-мать). Однако уже очень давно средневековые студенты стали называть так те учебные заведения, в которых они получали «духовную пищу», «питомцами» которых они себя считали. Среди ученых и студенчества выражение это, наполовину в шутку, употребляется и сейчас.


 
МЁДДата: Суббота, 10.07.2010, 14:13 | Сообщение # 4
Сладкая отрава
Группа: Администраторы
Сообщений: 5931
Медали и ордена:

За победу в конкурсе Мисс форума 2008 года За победу в конкурсе лучший модератор форума 2008 года За любовь к сайту и потрясающие ролики про форумчан За победу в конкурсе Мисс форума 2009 года За победу в конкурсе Секс символ-2010 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Белены объесться

Помните, у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» добродушный старик, возмущенный бесстыдной жадностью своей «бабы», гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Вам не приходилось спрашивать себя: а что это за «белена»?

В деревне на задворках и свалках вы можете встретить высокие кусты с грязно-желтоватым, в лиловых прожилках цветами и неприятным запахом. Это и есть белена – очень ядовитое растение. Ее семена напоминают мак, но тот, кто их съест, становится как бы безумным: бредит, буйствует и нередко умирает.

Теперь вам, вероятно, понятно, почему слова «он точно белены объелся» применяются в народе к людям, делающим всевозможные глупости, к буянам и чудакам, к тем, у кого «ум за разум зашел».


 
МЁДДата: Суббота, 10.07.2010, 14:13 | Сообщение # 5
Сладкая отрава
Группа: Администраторы
Сообщений: 5931
Медали и ордена:

За победу в конкурсе Мисс форума 2008 года За победу в конкурсе лучший модератор форума 2008 года За любовь к сайту и потрясающие ролики про форумчан За победу в конкурсе Мисс форума 2009 года За победу в конкурсе Секс символ-2010 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Сбоку-припёку

Строго говоря, слова эти должны выглядеть так: "сбоку припёка", но торопливый язык превратил припёку в таинственное наречие... как? - сбоку-припёку. Саму припёку также следует отличать от припёка. Припёк (существительное мужского рода) - привес печёного хлеба по сравнению с весом муки - образуется от добавления воды, соли и всяких сдобных
добавок. А припёка, о которой идёт речь, это всего лишь комочек теста, случайно прилепившийся к изготовленному караваю, и испечённый вместе с ним. Многие, покупая хлеб, специально выбирают каравай с припёкой, чтобы тут же отщипнуть хрустящий комочек и отправить в рот. И всё-таки припёка считается пусть не грубым, но браком в хлебопечении, не должно её быть на каравае. И если о человеке или какой-нибудь вещи говорят, что они здесь сбоку-припёку, то понимать это следует так: вроде бы и
при деле, а приглядеться - так совершенно не нужны, просто примазались.


 
МЁДДата: Суббота, 10.07.2010, 14:15 | Сообщение # 6
Сладкая отрава
Группа: Администраторы
Сообщений: 5931
Медали и ордена:

За победу в конкурсе Мисс форума 2008 года За победу в конкурсе лучший модератор форума 2008 года За любовь к сайту и потрясающие ролики про форумчан За победу в конкурсе Мисс форума 2009 года За победу в конкурсе Секс символ-2010 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Аппетит приходит во время еды

Считается, что замечательная фраза пришла в наш язык из романа Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Среди разговоров в подпитии кем-то из пирующих была брошена фраза: "Аппетит приходит во время еды", как сказал Анже Манский; жажда проходит во время пития". Жером д'Анже епископ Манский был современником Рабле и, вероятно, большим любителем покушать. Hеизвестно, говорил ли он эти слова или их приписал ему автор, но так или иначе, удачное выражение закрепилось в языке,
означая, что следует лишь начать, а там втянешься и поймешь все тонкости избранного дела, появятся и стимул, и желание. Иногда употребляют выражение и с укоризной: чем больше человеку даёшь, тем большего он от вас хочет.

"А традиции? Славные традиции русской армии, вы про них забыли? Hо ничего. Вы только начните по приказу тех, кто думает за вас, а там... А там - аппетит приходит во время еды! Hадеюсь видеть вас, господин есаул, ещё генерал-майором", - Михаил Шолохов "Поднятая целина".


 
МЁДДата: Суббота, 10.07.2010, 14:16 | Сообщение # 7
Сладкая отрава
Группа: Администраторы
Сообщений: 5931
Медали и ордена:

За победу в конкурсе Мисс форума 2008 года За победу в конкурсе лучший модератор форума 2008 года За любовь к сайту и потрясающие ролики про форумчан За победу в конкурсе Мисс форума 2009 года За победу в конкурсе Секс символ-2010 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Победителя не судят

Слова эти, ставшие крылатыми, приписываются Екатери­не II, и сказала она их будто бы, когда А. В. Суворов, отли­чавшийся смелой самостоятельностью в своих действиях командира, был предан военному суду за штурм в 1773 году крепости Туртукай, предпринятый вопреки приказанию фельдмаршала Румянцева.

Однако рассказ о самовольных действиях Суворова при взятии Туртукая и об отдаче его под суд не вполне истори­чески достоверен.


 
МЁДДата: Суббота, 10.07.2010, 14:16 | Сообщение # 8
Сладкая отрава
Группа: Администраторы
Сообщений: 5931
Медали и ордена:

За победу в конкурсе Мисс форума 2008 года За победу в конкурсе лучший модератор форума 2008 года За любовь к сайту и потрясающие ролики про форумчан За победу в конкурсе Мисс форума 2009 года За победу в конкурсе Секс символ-2010 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Баклуши бить

Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «Перестань бить баклуши!» Что за странное обвинение? Что такое «баклуши» и кто и когда их «бьет»?

С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».

Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими – «баклушечниками», и пошла наша поговорка.


 
МЁДДата: Суббота, 10.07.2010, 14:19 | Сообщение # 9
Сладкая отрава
Группа: Администраторы
Сообщений: 5931
Медали и ордена:

За победу в конкурсе Мисс форума 2008 года За победу в конкурсе лучший модератор форума 2008 года За любовь к сайту и потрясающие ролики про форумчан За победу в конкурсе Мисс форума 2009 года За победу в конкурсе Секс символ-2010 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Чепуха на постном масле

В самом деле, почему чепуха - на постном масле? Да просто потому, что коровье масло: сливочное (чухонское) или сметанное (крестьянское), было дорогим, а постное (льняное или конопляное) - дешёвым. Hа постном масле готовились скудные кушанья для простого люда, понятие "на постном масле" означало второсортность продукта, заведомую
дешёвку. То есть, чепуха на постном масле это не просто ерунда, а ерунда сугубая. Кстати, с самим словом "чепуха" также связан любопытный анекдот. Слово это однокоренное со словом "щепка". Щепуха - древесный сор, остающийся на стройке и не годный ни в какое дело, разве что на растопку. Простонародное слово редко употреблялось образованными людьми. Однако, случилось так, что императрица Екатерина
Вторая знала это слово. Екатерина вообще была способна к языкам, кроме родного немецкого она в совершенстве знала русский и французский языки, так что рассказ о пяти ошибках в трёхбуквенном слове, которые якобы сделала Екатерина, совершенно несправедлив. И вот на одном из поданных документов императрица начертала краткую резолюцию: "Чепуха!". Чиновник, которому был спущен документ, не знал толком ни
родного, ни иностранных языков. О содержании резолюции он догадался, но счёл слово французским и прочитал его, как если бы оно было написано латинскими буквами: реникса. В результате новое словечко отправилось гулять сначала по канцеляриям, а потом перешло и в книжный язык. Так например, книга профессора Китайгородского, посвящённая различным лженаукам, так и называется: "Реникса".

"А я, думаешь, разобрал? - ответил Шурик. - Какая-то чепуха на
постном масле. Показывают же такие картины!" - Hиколай Hосов
"Замазка".


 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:13 | Сообщение # 10
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Гол как сокол

Вот постоянное сочетание слов, за объяснением которого не нужно ходить в чужие края, но которое тем не менее не так-то просто и бесспорно.

Во-первых, странно, что покрытая перьями птица изображается как образец наготы. Но, оказывается, тут нет и речи о птице.

Существует мнение, что здесь имеется в виду не сокол, а именно старинный сокол – окованное железом бревно или чугунные брус, которым русские войска в далеком прошлом долбили стены осажденных городов, то есть таран. Возможно, что так, но есть и другое толкование. Не правильнее ли нашу поговорку произносить «Гол как сукол»? Что такое «сукол»? Так назывались в крестьянстве пары тесно сближенных кольев, которые поддерживают частокол, плетень, изгородь. Осенью, когда полевые ограды разрушаются, на полях остаются торчать только голые суколы; их грустный, сиротливый вид и впрямь мог легко сделать их образом печальной наготы, послужить для создания поговорки – характеристики крайне бедного человека.


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:15 | Сообщение # 11
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Яблоко раздора

Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахил­леса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся страшный спор между тремя богинями: супругой Зевса - Герой, Афиной - девой, богиней мудрости, и прекрасной боги­ней любви и красоты Афродитой.

«Судьей между ними был избран юноша Парис, сын тро­янского царя Приама. Парис присудил яблоко богине кра­соты. Благодарная Афродита помогла Парису похитить жену греческого царя Менелая, прекрасную Елену. Чтобы ото­мстить за такую обиду, греки пошли войной на Трою. Как ви­дите, яблоко Эриды и на самом деле привело к раздору.

Памятью об этом осталось выражение «яблоко раздора», означающее всякую причину споров и распрей. Говорят так­же иногда «яблоко Эриды», «яблоко Париса». Нередко можно услышать и слова «бросить яблоко раздора между несколь­кими людьми». Смысл этого совершенно понятен.


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:16 | Сообщение # 12
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Аппетит не по росту

Когда юноши призываются на военную службу, первое время, пока организм
адаптируется, молодым воинам всё время хочется есть. По уставу
вооруженных сил военнослужащие, рост которых превышает метр девяносто,
получали двойную порцию, что вызывало жуткую зависть остальных
новобранцев. Отсюда и пришла эта фраза в гражданский повседневный язык
в значении непомерных амбиций, претензий на то, на что не имеешь
законного права.


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:17 | Сообщение # 13
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Баню задать

Иностранцы издавна удивлялись русскому обычаю париться в бане. Да и на самом деле вид человека, только что вышедшего из парилки, необычен: лицо все красное, пот так и катится, глаза утомленные … Можно подумать, что его кто-то только что устыдил, напугал, выбранил…

Вероятно, это внешнее сходство и привело к тому, что выражение «задать баню» стало означать: дать взбучку, сильно отругать. Любопытно, что рядом с ним имеются другие сходные выражения: «задать головломку», «намылить голову». Значение их то же самое.


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:19 | Сообщение # 14
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Как с козла молока

От овцы две «пользы»: молоко, из которого делают сыр - брынзу, и шерсть. От барана - одна: шерсть (мясо не в счет). Но, в то время как от козы тоже есть польза - молоко, козел ни молока, ни шерсти не дает. Разве его сравнишь с бараном?

Первоначально наша поговорка была длиннее, точнее и звучала вот как: «Польза, как от козла: ни шерсти, ни моло­ка». Со временем она сократилась. И так можно было понять, что речь идет о чем-то или о ком-то совершенно ненужном и бесполезном.

Надо сказать, что иногда говорят и еще короче - про козла не упоминают, а просто досадуют: «Какая от тебя поль­за: ни шерсти, ни молока!» И тоже все понятно.


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:20 | Сообщение # 15
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Варфоломеевская ночь

Это выражение связано уже не со сказкой, а со страшной былью. В ночь на праздник святого Варфоломея, с 23 на 24 августа1572 года, в Париже по приказу церкви и короля изменническим образом было убито несколько тысяч «еретиков» - гугенотов, сторонников преобразования католической церкви. Может быть, вы читали об этом в книгах А.Дюма или П.Мериме…

С тех пор выражение «Варфоломеевская ночь» стало иносказательно означать всякое внезапное массовое уничтожение противников, если, конечно, дело происходит не в открытом, честном бою.


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:21 | Сообщение # 16
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Глухая тетеря

Охотник подкрадывается к токующему тетереву. Огромная птица поет на дереве радостную песню: закрыв в упоении глаза, она «текает», «щёлкает», «скиркает» и ничего не слышит, что делается вокруг. И, пользуясь ее временной глухотой, рывками подбирается на расстояние выстрела опытный охотник.

Люди давно заметили свойство тетерева терять на время токования слух. Одну из тетеревиных пород они назвали даже глухарем (хотя попробуйте-ка хрустнуть сучком возле громадного глухаря, когда он не токует!). А самое слово «тетерев» стало символом разини, сонного и ничего не видящего вокруг себя человека.

Эй вы, сонные тетери,
Открывайте брату двери! –
Окликают друг друга братья Ивана – дурака в «Коньке-горбунке»…

Не совсем справедливо по отношению к очень чуткой птице, но весьма выразительно.


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:22 | Сообщение # 17
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Зубы на полку положить

Смысл этой старинной поговорки: из-за отсутствия мате­риальных средств перейти на полуголодное существование.

Но идет ли здесь речь о наших зубах, собственных или вставных, которым за ненадобностью поговорка отводит ме­сто на полке?

Совсем нет. Вспомните, что зубы или зубья имеют также пила, грабли, вилы, гребенка, кстати сказать - необходимая принадлежность каждой пряхи.

Есть работа - кусок хлеба обеспечен, нет - клади зубы на полку и голодай.

Несколько иной смысл имеет родственная пословица: «Жди толку, положи зубы на полку». Совет, как видите, явно иронический. Здесь уместно, внимательно выслушав послови­цу, сделать наоборот, и это будет верно.


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:25 | Сообщение # 18
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Кесарево – кесарю

Слово «кесарь» (caesar) в Риме означало владыку, мо­нарха. От него произошли такие слова, как русское «це­сарь» и «царь» и немецкое «кайзер» - император.

Выражение возникло из церковной легенды. Противники Иисуса из секты фарисеев задали ему на людях каверзный вопрос: надлежит ли платить подати кесарю, то есть римскому императору, колонией которого была Иудея? Расчет был простой: скажет - не надо, объявим его бунтовщиком против Рима; ответит - надо, прокричим, что он против иудейского народа.

Однако Иисус, зная своих врагов, нашелся. Взглянув на римскую монету, которыми оплачивались подати, он, в свою очередь, спросил фарисеев:

- А чье на монете изображение?
- Кесарево, - ответили те.
- Итак, отдавайте кесарево - кесарю, а божье - богу, - рассудил Иисус.


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:26 | Сообщение # 19
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Лыка не вяжет, не лыком шит

Старая Русь не могла обойтись без «лыка» - липовой ко­ры. Из лыка плелись коробки, а главное, основная обувь рус­ских крестьян - лапти. Каждый крестьянин должен был уметь если не плести, то хоть «вирать» лапти, «подковыри­вать» их, то есть ремонтировать. Сказать про человека, что он лыка не вяжет, - значило, что он не в своем уме, либо же пьян до такой степени, что не в состоянии справиться с не­сложным, повседневным занятием. Именно в этом последнем смысле и сейчас сохранилось это выражение.

Но ведь в то же время лапти, лычная обувь была верным признаком бедности, крестьянского происхождения.

Вот почему «Не лыком шит» означало сначала: «Он не из простых», а потом стало означать: «Не такой уж он простак», «Он себе на уме». Выражения же «горе лыковое» или «лы­ком подпоясанное» являлись символом крайней нищеты (см. «Не всякое лыко в строку»).


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:28 | Сообщение # 20
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
На орехи

Орехи с доисторических времён и до самого изобретения чупа-чупса были любимым лакомством ребятни. Конечно, заросли лещины встречались не везде, но зато орехи силами тех же детишек собирались во множестве и стоили очень недорого. Потому обычным подарком отца семейства, вернувшегося с заработков, была пара копеек детишкам на орехи. А ежели пацаны в отсутствие отца вели себя не больно хорошо, то мать
многообещающе говорила: "Ужо вернётся отец, так будет вам на орехи! Таких орехов калёных всыпет, вовек не забудете". Hемудрено, что выражение "на орехи" стало обещанием грядущей расправы, наказания не то чтобы очень сурового, но ощутимого.

"Мало того, что оторвался от главных сил и отрезан турецкой конницей, так ещё поставил под угрозу всю операцию! Hу, будет ему на орехи!" - Борис Акунин "Турецкий гамбит".


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:31 | Сообщение # 21
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Не ко двору

«Не ко двору пришлось» - говорят о том «движимом имуществе» (особенно о домашних животных), приобретение которого окончилось неудачей: посуда разбилась, лошадь пала... Мало кто знает, что выражение это связано с верой в домовых, в тех языческих божков, которые, по мнению наших далеких предков, ведали всем «домом и двором», были их тайными хозяевами. Тогда «не ко двору пришлось» значило: не понравилось домовому. Домовые были капризны. Не понравится, например, ло­шадь - нашлет хворь, и нет лошади, пропала: не ко двору пришлась!

Сейчас, понятно, никто не верит в проделки домовых. Тем не менее выражение «не ко двору пришелся» - то есть «не­кстати, не по нраву» - можно услышать и сегодня, как пра­вило, применительно к человеку, но это уже «привычка» языка.


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:32 | Сообщение # 22
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
На широкую ногу (жить)

В рождении этого сочетания слов, как рассказывают, по­винна мода, которая возникла в Англии еще в XII веке. На большом пальце правой ноги английского короля Генриха II Плантагенета появился уродливый нарост. Король никак не мог изменить форму обезображенной ноги. Поэтому он за­казал себе башмаки с длинными, острыми, загнутыми кверху носками.

Эффект оказался потрясающим. Уже на следующий день сапожники были завалены заказами на «носатую» обувь; каж­дый новый заказчик стремился перещеголять предыдущего. Король счел за благо ограничить длину носков в законода­тельном порядке: обыкновенным гражданам разрешалось но­сить башмаки с носком не длиннее полуфута (15 сантимет­ров), рыцарям и баронам - в один фут (около 30 сантимет­ров), а графам - в два фута.

Размеры обуви стали, таким образом, свидетельством богатства и знатности. Про богатых людей заговорили: «Ишь, живет на широкую ногу (или на большую ногу)!»

Чтобы огромные ботинки не сваливались, модникам при­ходилось набивать их сеном. Поэтому во Франции, которую эта мода тоже не миновала, родилось и другое выражение: «иметь сено в башмаках»; оно также означает: «жить в довольстве».


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:33 | Сообщение # 23
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Белены объесться

Помните, у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» добродушный старик, возмущенный бесстыдной жадностью своей «бабы», гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Вам не приходилось спрашивать себя: а что это за «белена»?

В деревне на задворках и свалках вы можете встретить высокие кусты с грязно-желтоватым, в лиловых прожилках цветами и неприятным запахом. Это и есть белена – очень ядовитое растение. Ее семена напоминают мак, но тот, кто их съест, становится как бы безумным: бредит, буйствует и нередко умирает.

Теперь вам, вероятно, понятно, почему слова «он точно белены объелся» применяются в народе к людям, делающим всевозможные глупости, к буянам и чудакам, к тем, у кого «ум за разум зашел».


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:34 | Сообщение # 24
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Водить за нос

Поезжайте в Среднюю Азию. Там на дорогах вы увидите странную картину. Идет крошечный мальчуган или девчурка и ведет за собой огромного верблюда. Животное идет послушно, потому что ребенок тянет его за веревку, привязанную к кольцу, продетому в ноздри. Попробуй не подчинись! И не хочешь, а пойдешь следом, если ведут за нос. Продевали кольцо в ноздри и для укрощения свирепых быков.

Выражение «водить за нос» значит: обманывать, обещать и не исполнять.


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:35 | Сообщение # 25
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Галопом по Европам

Ироническое выражение это возникло, по-видимому, в народном языке как насмешка над теми горе-туристами, которые в конце XIX и вначале XX века вихрем проносились по прославленным заграничным местам, ничего по существу не видя, нигде не задерживаясь, а потом судили обо всем как «бывалые», знающие люди.

В 1928 году М. Горький употребил это крылатое выражение в одной из своих статей; с тех пор оно сделалось постоянным определением самодовольных верхоглядов, «пробегающих» какую-нибудь область земного шара (а иногда и науки, жизни), вместо того чтобы «изучать» ее, и считающих себя после этого знатоками вопроса.


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:37 | Сообщение # 26
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Дело табак

Одни считают, будто оно произошло от бурлацкого «под табак» означавшего: «начинается опасная глубина». А это «под табак» родилось потому, что на глубине у шедших по разливу бурлаков вода доходила до привязанных к шее кисетов с табаком.

Вряд ли это верно. Во–первых, на Волге водомер кричит: «Под табак!» - не на глубоком, а, наоборот, на опасно мелком месте. Во-вторых, там же есть и глагол «табачить» - идти не на веслах, а упираясь шестами в дно. Значит, дело не в глубине.

Наконец, самое главное: в некоторых иранских языках есть слово «tabah» («табах»), которое означает «дно». Может быть, волжское «под табак» в родстве с этим восточным словом: его сюда было кому занести.

Но тогда «дело табак» не может быть связано с выражением «под табак». Да вполне вероятно, что связи и нет. Ученые –языковеды указывают на иранское же слово «теббах», означающее «дрянь»; возможно, что через Каспийское море слово это по путям торговли и судоходства, попало в свое время к волжским речникам и вошло в обычнейшие русские словосочетания типа «дело дрянь», «дело плохо».


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:38 | Сообщение # 27
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Зарубить на носу

Смысл этих слов довольно ясен - «зарубить на носу» зна­чит: запомнить крепко-накрепко, раз навсегда.

Многим представляется, что сказано это не без жестоко­сти: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать на собственном лице зарубки.

Напрасный страх: слово «нос» тут вовсе не означает ор­ган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная до­щечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «носами».

В нашем языке жило в старину и еще одно значение сло­ва «нос»; вы столкнетесь с ним, когда дойдете до выражения «уйти с носом».


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
wdwДата: Суббота, 10.07.2010, 20:38 | Сообщение # 28
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6034
Медали и ордена:

За победу в конкурсе на самого позитивного человека на сайте в 2009 году За победу в турнире по шашкам и шахматам среди форумчан 2009 За победу в конкурсе Секс символ-2009 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Козел отпущения

У древних евреев был своеобразный религиозный обычай, который назывался «азазел», или «козлоотпущение». Раз в году в назначенный для этого день собирался народ; од­ного козла приносили в жертву богу, а другого торжествен­но прогоняли («отпускали») в пустыню, предварительно «возложив на него руки», то есть по очереди прикоснувшись к нему. Считалось, что грехи всего народа, перейдут на из­гоняемого козла и он унесет их с собой. Отражением этого обычая в языках разных народов и осталось сочетание слов «козел отпущения». Так называют в переносном смысле че­ловека, отдувающегося за чужие проступки, вынужденного расплачиваться за грехи других.


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил!!!
 
Natali_Дата: Понедельник, 16.08.2010, 22:27 | Сообщение # 29
Рядовой
Группа: Друзья
Сообщений: 18
Медали и ордена:

Статус: оффлайн
Авгиевы конюшни

Жил-был в стране Элиде, рассказывается в древнегреческой легенде, царь Авгий, страстный любитель лошадей: три тысячи коней ржали в его конюшнях. Однако стойла, в которых содержались лошади, никто не чистил в течение тридцати лет, и они по самую кровлю заросли навозом.

По счастью, на службу к царю Авгию поступил сказочный силач Геракл (у римлян он звался Геркулесом), которому царь и поручил очистить конюшни, что не под силу было сделать никому другому.

Геракл был столь же хитроумен, сколь и могуч. Он отвел в ворота конюшен русло реки Алфея, и бурный поток за сутки вымыл оттуда всю грязь.

Греки причислили этот поступок к самым славным подвигам Геракла и воспели наряду с другими его одиннадцатью подвигами (см. «Геркулеса подвиги»), а выражение «авгиевы конюшни» стали применять ко всему запущенному, загрязненному до последнего предела и вообще для обозначения большого беспорядка.

Греческая легенда, рассказывающая об очистке Гераклом Авгиевых конюшен, прожила века; мы и сейчас часто говорим, допустим, так: «Ну, чтобы очистить авгиевы конюшни в твоем шкафу, нужен гераклов труд!»

Итак, это крылатое выражение родилось в Древней Греции.

Прикрепления: 8377592.jpg (143.2 Kb)


Женщина с глазами цвета пасмурного неба и обостренным чувством прекрасного.....
 
Форум » Раздел по интересам » Литературный раздел » Крылатые выражения
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: