Приветствую Вас Гость
Пятница
27.05.2022
02:24

НА ГРАНИ РЕАЛЬНОСТИ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: wdw  
Форум » Раздел по интересам » Исторический раздел » Древний египет! (значеия некоторых слов!)
Древний египет!
Dj_DjekДата: Суббота, 11.10.2008, 14:45 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 812
Медали и ордена:

Статус: оффлайн

Шенти- Древнеегипетский национальный костюм, напоминающий набедренную повязку
Ану- город, находящийся на севере Египта, один из религиозных центров.
Кемет- Египет.
Нун- первобытный хаос.
Маат- в переводе с древнеегипетского - справедливый. Иногда обозначало имя богини справедливости.
Хепри- бог восходящего солнца; Ра - бог дневного солнца;
Атум - бог заходящего солнца.
Геб- бог земли, сын бога солнца.
Изида- богиня, покровительница женщин и матерей.
Гор - бог - сокол, солнечное божество.
Хатор- богиня красоты и веселья.
Гормес - в переводе с древнеегипетского Гор - бог, мес - "рожденный".
Осирис- бог, повелитель царства мертвых.
Сет - бог хаоса и зла.
Пермеджед- город на юге Древнего Египта.
Калазирис - национальный Древнеегипетский костюм, мог быть как мужским, так и женским.
Усех - воротник из пластинчатых ожерелий.
Маа - в переводе с древнеегипетского "справедливый, правдивый"; ху - "слово, разговор".
Мен - неферт - город в дельте Нила.
Пер - в переводе с древнеегипетского "дом", ур - "великий, большой". (обращение к правителю).
Ти - в переводе с древнеегипетского пришла, живет.
Сехмет - богиня наказания, кары.
Систрум - музыкальный инструмент, похожий на трещотку.
Мерит - в переводе с древнеегипетского "возлюбленная".
Прикрепления: 1096364.jpg(171.3 Kb)


Мы всегда там)) где нас меньше всего ждут))
 
МЁДДата: Среда, 26.11.2008, 15:02 | Сообщение # 2
Сладкая отрава
Группа: Администраторы
Сообщений: 5931
Медали и ордена:

За победу в конкурсе Мисс форума 2008 года За победу в конкурсе лучший модератор форума 2008 года За любовь к сайту и потрясающие ролики про форумчан За победу в конкурсе Мисс форума 2009 года За победу в конкурсе Секс символ-2010 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Иероглифика древнеегипетского языка

С угасанием египетской цивилизации был утерян ключ к чтению египетского письма. Последняя иероглифическая надпись была высечена в 394 г. н.э. в храме Исиды на острове Филе. Самый поздний известный текст - демотическая надпись - относится к 452 г. н.э.

Запечатленные в текстах памятники египетского языка сохранились от огромного периода, не менее чем в три с половиной тысячелетия. Понятно, что за все это время египетский язык изменялся. Выделяют пять стадий его развития:
- староегипетский - язык эпохи Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.);
- среднеегипетский, или классический, язык
(XXII-XVI - вв. до н.э.);
- новоегипетский язык (XVI - XIII вв. до н.э.);
- демотический язык (VIII в. до н.э.- V в. н.э.);
- коптский язык ( с III в. н.э.).
После завоевания Египта арабами в VII в. н.э. коптский язык постепенно вытесняется арабским.

Египетская система письма (наряду с шумерской) - древнейшая в мире. Как и вся египетская культура в целом, египетское письмо возникло вполне самостоятельно. Наиболее употребительных иероглифических знаков насчитывается около 700. Начертание отдельных знаков варьировалось в разные времена и отчасти зависело от умения писца, что в первую очередь относится к скорописному - иератическому письму. Иероглифы принято классифицировать по их внешнему виду, общепринятой является классификация английского египтолога А. Гардинера. Египетское письмо оказало большое влияние на языки соседних народов, в частности Финикии и Палестины.


 
МЁДДата: Среда, 26.11.2008, 15:09 | Сообщение # 3
Сладкая отрава
Группа: Администраторы
Сообщений: 5931
Медали и ордена:

За победу в конкурсе Мисс форума 2008 года За победу в конкурсе лучший модератор форума 2008 года За любовь к сайту и потрясающие ролики про форумчан За победу в конкурсе Мисс форума 2009 года За победу в конкурсе Секс символ-2010 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
1. Не только для гениев

Египетским иероглифическим письмом в определенный период владело множество людей, среди которых гении встречались не чаще, нежели среди наших современников. Конечно, письменная система египтян была, в определенном смысле, сложнее, чем наша. В нашем алфавите тридцать три буквы, тогда как в египетской системе периода Среднего царства было около семисот иероглифов, некоторые из которых имели более одного значения. Однако ситуация не столь сложна, как может показаться. Многие из этих знаков являются вполне узнаваемыми изображениями с очевидными и не требующими заучивания значениями. Даже профессиональным египтологам нет необходимости помнить их все, так как редко встречающиеся знаки могут быть выверены по справочникам. Хотя среди древних египтян было множество тех, кто мог читать и писать, достаточная сложность письменной системы обеспечивала наличие значительно большего количества тех, кто этого делать не умел. Требовались профессиональные писцы, на подготовку лучших из них тратились годы. Множество домашних заданий и классных упражнений, написанных этими прилежными учениками, сегодня бережно хранится в музеях мира как ценнейшие реликвии. Характер ошибок, которые они делали в своих упражнениях, позволяет заключить, что обучение египетскому письму велось не фонетическим методом, а методом целых слов. В одном отношении египтянам приходилось легче в учении, нежели нашим современникам: для египетской письменности не существовало жестких правил орфографии. Место правописания здесь занимает эстетика.

2. Красота как критерий правильности

Эстетические соображения являлись наиболее существенными правилами и ограничениями в выборе способа, которым писались иероглифические тексты, включая даже направление письма. Иероглифы могли писаться и читаться справа налево и слева направо, в зависимости от того, где они использовались. Отдельные знаки писались таким образом, чтобы быть обращенными лицом в направлении к читающему. Это правило распространяется на все иероглифы, однако очевиднее оно представлено в случае со знаками, изображающими людей и животных. Например, если надпись помещалась на портале, отдельные знаки ее были обращены к середине двери. Это позволяло человеку, входившему в дверь, легко читать символы, ибо каждый текст начинался со знаков, расположенных на ближайшем от него расстоянии, и ни один из знаков не оказывался столь "невежливым" к читателю, чтобы показать ему свою спину. Эти же принципы можно видеть, когда речь двух собеседников обращена друг к другу.

Расположение одних иероглифов относительно других также подчинялось эстетическим законам. Египтяне всегда старались сгруппировать иероглифы в прямоугольники. Например, слово "здоровье" записывалось тремя согласными s-n-b. Египтяне не стали бы писать , ибо такое размещение выглядело для них уродливо и было бы расценено как неверное. Следовало расположить знаки прямоугольником . Иероглифические надписи являют собою образцы мастерства, с которым египтяне составляли эти прямоугольники. Подобная работа облегчалась тем, что отдельные иероглифы могли быть увеличены или уменьшены в угоду композиции, а некоторые знаки размещались как вертикально, так и горизонтально. Писцы готовы были даже немного изменить порядок следования знаков, если в результате нового их расположения получался более сбалансированный прямоугольник. Поэтому многие египетские слова имели два или более различных написания. Каждое из этих написаний было хорошим если соблюдались эстетические каноны. Если перед египтянами не стояло вопроса в выборе направления, они писали справа налево. В наше время при изучении иероглифического языка для легкости восприятия и для простоты включения иероглифических надписей в тексты на европейских языках (в том числе при компьютерном наборе) все надписи обычно идут слева направо.


 
МЁДДата: Среда, 26.11.2008, 15:15 | Сообщение # 4
Сладкая отрава
Группа: Администраторы
Сообщений: 5931
Медали и ордена:

За победу в конкурсе Мисс форума 2008 года За победу в конкурсе лучший модератор форума 2008 года За любовь к сайту и потрясающие ролики про форумчан За победу в конкурсе Мисс форума 2009 года За победу в конкурсе Секс символ-2010 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
3. Рисунки, но не рисуночное письмо

Чарующую орнаментальность иероглифам придает то обстоятельство, что каждый обособленный знак представляет собой рисунок, часто исполненный величайших подробностей. Большинство иероглифов представлено изображениями людей, растений, животных или орудий труда. Во многих случаях их несложно распознать. Поскольку данные знаки не являются просто абстрактными геометрическими формами, их легко запоминать. Правда, большинство из них не просто писать. Но и это лишь вопрос практики. Хотя иероглифические знаки и являются рисунками, иероглифические письмо не было рисуночным в истинном смысле этого слова, ибо в рисуночном письме изображение и выражаемое им значение совпадают. Так иероглиф обычно лишен в текстах своего идеографического значения "сова", но наделен фонетическим значением, передавая звук [m]. Между рисованным знаком и геометрически абстрактной буквой "М" принципиальной разницы не существует. И рисунок, и буква условно выражают звук [m]. Однако дело c египетским письмом обстоит несколько сложнее, поскольку многие иероглифы в одном контексте могут иметь фонетическое значение, тогда как в другом случае те же знаки представляют собой идеограммы. В том случае, если иероглиф обозначал то, что и изображал (то есть когда иероглиф выражал свое идеографическое значение), к нему добавлялась короткая черта, называемая детерминативной. Например, иероглиф обычно читается [r]. С детерминативной чертой тот же иероглиф обозначает рот, речь. Иероглифическая письменность лишь в весьма ограниченном смысле может считаться рисуночным письмом, где рисунок согласуется со своим значением. Этот факт является основополагающим для понимания системы. До блестящего открытия данного принципа Шампольоном в 1822 году ранние исследователи десятилетиями работали, находясь во власти ошибочного предположения, согласно которому каждый иероглиф должен был иметь символическое значение. Следствием данного заблуждения явилось то, что все их попытки произвести дешифровку оказались тщетными.


 
МЁДДата: Среда, 26.11.2008, 15:29 | Сообщение # 5
Сладкая отрава
Группа: Администраторы
Сообщений: 5931
Медали и ордена:

За победу в конкурсе Мисс форума 2008 года За победу в конкурсе лучший модератор форума 2008 года За любовь к сайту и потрясающие ролики про форумчан За победу в конкурсе Мисс форума 2009 года За победу в конкурсе Секс символ-2010 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
Графические особенности и аббревиатуры

Египтяне никогда не воспринимали свою письменность как просто механический условный метод коммуникации. Она обладала для них религиозной и магической силой, способной благословлять или проклинать в этой жизни и в той, что грядет после смерти. Многие надписи, особенно те, что помещались на стенах храмов, были предначертаны самой вечности. Помня это, кто бы стал вести себя небрежно с их формами? Однако проявляемая в отношении этих знаков забота не сводилась к простому поиску эстетической красоты (например, способа их прямоугольной компоновки). Данная забота проявлялась и в осмысленном подборе текстов, способном отразить духовные связи. Примером может послужить надпись на алебастровой чаше Тутанхамона. Царское имя обращено направо, тогда как слова "возлюбленный Амоном" - налево, таким образом обе части текста обращены друг к другу, дабы самим расположением знаков явлена была любовь бога к царю и царя к богу. Сложно предположить, чтобы это оказалось случайным после тысяч примеров, подтверждающих, что подобное обращение было намеренным.
Другой обычай, имеющий религиозное объяснение, тоже создает трудности в чтении имен царей и всех тех, чьи имена удостоились быть записанными. Такие имена обычно состоят из нескольких слов и часто представляют собой целые фразы. Как правило один из их элементов оказывается в свою очередь именем бога или богини, например: "Амон доволен" = Аменхетеп или "Ра дал ему жизнь" = Рамсес. Однако из почтения к богу его имя помещали в самом начале, даже если грамматически оно должно было располагаться в каком-либо ином месте. Подобное явление наблюдается не только в отношении имен, но и в отношении топонимов, титулов и некоторых религиозных формул. Правильное чтение царских имен, включающих имена богов, может быть установлено только теми, кто обладает основательными знаниями в области египетского языка, однако и после этого чтения иногда остаются спорными и египтологи расходятся во взглядах на то, как их следует произносить.


 
МЁДДата: Среда, 26.11.2008, 16:04 | Сообщение # 6
Сладкая отрава
Группа: Администраторы
Сообщений: 5931
Медали и ордена:

За победу в конкурсе Мисс форума 2008 года За победу в конкурсе лучший модератор форума 2008 года За любовь к сайту и потрясающие ролики про форумчан За победу в конкурсе Мисс форума 2009 года За победу в конкурсе Секс символ-2010 по итогам голосования форумчан
Статус: оффлайн
На первый план выдвигались не только имена богов. Самому слову "бог" , оказывалась та же почесть в составных конструкциях. Приведем три примера:

Этот распространенный титул появляется еще и в сокращенных формах:

s-ntr фимиам,ладан
(Здесь и далее по ходу изложения будут вводиться новые иероглифы.)

Инверсия, подобная той, что наблюдается в примерах с ntr, встречается в выражениях со словом "царь". Само это слово также содержит инверсию, поскольку , Царь [Верхнего Египта], читается не как sw.t-n, а как n-sw.t; знак осока был поставлен в начале слова, ибо он является царской эмблемой.
Соответственно, титул знатной дамы знакомая с царемзаписывался не как , а как записано буквально ).
Таким же образом египтяне записывали титулы: знатная дама царя:а царская жена - какЗдесь уместно обсудить формулу, с которой начинается большинство обращенных к усопшим молитв, записанных на стелах и иных памятниках. Речь идет о формуле а также о ее вариантах. Она читается хетеп-ди-несут, хотя иероглифы записаны обычно в другом порядке. Перевод данной формулы - "подношение, которое совершает царь" - является отчасти проблематичным, поскольку значение это с течением веков эволюционировало.
Некоторые из наиболее распространенных выражений, использовавшихся в погребальном культе обычно записывались в сокращенной форме (аббревиатуре). Среди них название самого подношениябуквально - "продвижение в голосе" (имеется ввиду голос того, кто возносит молитву и совершает подношение душе усопшего). Обычно это записывалось так:
Умерший мужчина обычно называлсяа умершая женщина -что значит почтенный; тот, к кому относятся с благоговением.
Другим эпитетом, употреблявшимся по отношению к усопшему, является
,, что буквально значит глас истинный и указывает на то, что умерший на суде признан невиновным. Данный эпитет помещался в конце имени усопшего и часто писался сокращенноИногда знаки этого слова разворачивались в направлении имени усопшего.
По отношению к усопшим, вне зависимости от их пола, могло быть использовано обращение Осирис. Египтяне надеялись слиться с этим богом после смерти, и данное обращение демонстрирует их веру в то, что подобное слияние осуществилось.
Следующей важной аббревиатурой является . Эти знаки часто находят высеченными на стенах храмов и повсеместно. Они предваряют слова, вкладываемые в уста бога. Данную аббревиатуру следует читать dd mdw, что значит "слова сказанные" или "сказано"; после нее обычно следует "богом" (богиней) (далее следует имя, в русском переводе - в творит. падеже). Во многих случаях функции этих знаков совпадают с нашими кавычками: они открывают прямую речь.
Последняя аббревиатура, которую мы рассмотрим, часто помещается после царских имен: .
Она включает три иероглифа: спользуемый для записи слова - жизнь, двусогласный , являющийся сокращенной формой от - процветание, и алфавитный знак s, используемый в качестве сокращения для слова snb - здоровье.

Жизнь, процветание и здоровье! - таким было пожелание царю.

Вот такой урок правописания по древнеегипетски)))) wink


 
monro-72Дата: Понедельник, 13.07.2009, 22:34 | Сообщение # 7
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 816
Медали и ордена:

Статус: оффлайн
Последняя царица Египта

51 до н. э. — 30 до н. э.
Соправители: Птолемей XIII (51 — 47 до н. э.),
Птолемей XIV (47 — 44 до н. э.),
Птолемей XV Цезарион (44 — 30 до н. э.)
Предшественник: Птолемей XII
Преемник: Римская империя

Рождение: 2 ноября 69 до н. э.
Смерть: 12 августа 30 до н. э.
Александрия
Династия: Птолемеи
Отец: Птолемей XII
Супруг: Марк Антоний
Дети: Птолемей XV Цезарион,[1] Александр Гелиос,[2] Птолемей Филадельф,[3] Клеопатра Селена

Общие сведения

Египетская статуя Клеопатры VII из базальта

Клеопатра VII правила Египтом 21 год последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.

Клеопатра уже при жизни стала героиней легенд; её трагическая смерть ещё более усилила тенденцию к романтизации образа — так что романтический ореол, созданный древнеримскими авторами, и энтузиазм современных кинематографистов мешает объективному взгляду на царицу — несомненно, самую знаменитую из всех женщин античности.

Источники по Клеопатре — Плутарх, Светоний, Аппиан, Дион Кассий, Иосиф Флавий. В большинстве своем древняя историография ей неблагоприятна; существует мнение, что она инспирирована победителем Клеопатры, императором Октавианом Августом и его окружением, стремившимися очернить царицу, представив её опасным врагом Рима и злым гением Марка Антония. Как пример — суждение о Клеопатре римского историка IV в. Аврелия Виктора: «Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи».

Личность

Портреты Клеопатры VII на монетах

Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян.

Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Повреждённый бюст из Шершелл в Алжире (античный город Цезарея Мавританская), созданный после смерти Клеопатры по случаю брака Клеопатры Селены, её дочери от Марка Антония, с царем Мавритании Юбой, передает внешность Клеопатры в её последние годы; хотя иногда этот бюст приписывают Клеопатре Селене, дочери Клеопатры VII. Клеопатре VII приписывают эллинистические бюсты, изображающие молодых привлекательных женщин с типично греческими лицами, но персоны, с которых делали бюст, точно не идентифицированы. Считается, что бюсты, изображающие именно Клеопатру VII, хранятся в Берлинском музее (см. заставку) и музее Ватикана, но классический облик заставляет подозревать идеализацию изображения.

Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой (наследственные черты Птолемеев). С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом. Как пишет Плутарх, видевший портреты Клеопатры:

Ибо красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие...[6]

В то время как греки обычно пренебрегали воспитанием дочерей, даже в царских семьях, Клеопатра явно имела хорошее образование, которое, наложившись на её природный ум, дало превосходные результаты. Клеопатра стала настоящей царицей-полиглотом, владея, помимо родного греческого языка, египетским (первая из своей династии приложила усилия для овладения им, может быть только за исключением Птолемея VIII Фискона), арамейским, эфиопским, персидским, ивритом и языком берберов (народа, жившего на юге Ливии). Её лингвистические способности не обошли и латынь, хотя просвещенные римляне, как например Цезарь, сами в совершенстве владели греческим языком.

Путь к тронуКлеопатра (имя царицы)
в иероглифах

Завещание Птолемея XII, умершего в марте 51 до н. э., передавало престол Клеопатре и её младшему брату Птолемею XIII, которому тогда было около 9 лет, и с которым она сочеталась формальным браком, так как согласно птолемеевскому обычаю женщина не могла царствовать самостоятельно. На престол она взошла под официальным титулом Θεα Φιλοπατωρ (Теа Филопатор), то есть богиня, любящая отца (из надписи на стеле от 51 до н. э.). Первые три года царствования были нелегки из-за 2-летнего неурожая, вызванного недостаточным разливом Нила.

С воцарением соправителей немедленно началась подспудная борьба партий. Клеопатра сначала правила одна, отстранив малолетнего брата, но затем последний одержал реванш, опираясь на евнуха Потина (бывшего чем-то вроде главы правительства), полководца Ахилла и своего воспитателя Теодота (ритор с Хиоса). В документе, датированном 27 октября 50 до н. э., имя Птолемея фигурирует подчеркнуто на первом месте.

Летом 48 до н. э. Клеопатра, бежавшая в Сирию и навербовавшая там войско, во главе этого войска разбила лагерь на египетской границе, недалеко от крепости Пелусий; там же расположился с войском и её брат, преграждая ей путь в страну.

[править]
Клеопатра и Цезарь

Клеопатра и Цезарь. Картина художника Жана-Леона Жерома (1866 г.)

В этот момент в борьбу вмешивается Рим. Помпей, побежденный Юлием Цезарем под Фарсалом, в начале июня 48 до н. э. появляется у египетского берега и просит египетского царя о помощи. Молодой Птолемей XIII, точнее его советники, надеясь добиться щедрых милостей от победителей, отдают приказ об убийстве римлянина. Это и было исполнено, едва Помпей ступил на египетскую землю, на глазах у всего его окружения (28 июля 48 до н. э.). Но царь просчитался: Цезарь, который в погоне за Помпеем высадился в Египте два дня спустя, разгневался этой расправой и похоронил голову Помпея у стен Александрии, где воздвиг святилище Немезиды.

Оказавшись в Египте, Цезарь попытался пополнить свою казну с помощью долгов, которые Птолемей XII наделал римскому банкиру Рабирию во время своих хлопот о восстановлении на престоле, и которые Цезарь теперь записал на свой счёт. Светоний пишет, что Цезарь «не решился» превратить Египет в римскую провинцию, «чтобы какой-нибудь предприимчивый наместник не сумел опереться на неё [провинцию с огромными ресурсами] для новых смут». Однако Цезарь заявил о намерении выступить арбитром в споре царей. Птолемей XIII и без него был фактическим правителем, к тому же признанным Помпеем; поэтому Цезарь был заинтересован в Клеопатре, которая могла стать марионеткой, обязанной ему властью.

Вскоре по прибытии он вызывает Клеопатру к себе в Александрию. Проникнуть в столицу, охраняемую людьми Птолемея, было не простым делом; Клеопатре помог сделать это её поклонник, сицилиец Аполлодор, который тайно провез царицу в рыбачей лодке, а потом пронёс в покои Цезаря, спрятав в большом мешке для постели (а не в ковре, как это приукрашенно изображается в фильмах). Из этого факта можно сделать вывод о хрупком телосложении царицы. Бросившись к ногам римского диктатора, Клеопатра стала горько жаловаться на своих притеснителей, требуя казни Потина. 52-летний Цезарь был пленён молодой царицей; тем более, что возврат к завещанию Птолемея XII соответствовал его собственным политическим интересам. Когда на следующее утро Цезарь заявил об этом 13-летнему царю — тот в ярости выбежал из дворца и, сорвав с себя диадему, стал кричать собравшемуся народу, что его предали. Толпа возмутилась; но Цезарю в тот момент удалось её утихомирить, зачитав завещание царя.

Однако ситуация для Цезаря осложнилась. Отряд, сопровождавший его, насчитывал всего 7 тысяч солдат; в Африке собирались сторонники убитого Помпея, и эти обстоятельства возбудили в партии Птолемея надежду избавиться от Цезаря. Потин и Ахилла вызвали в Александрию войска; казнь Потина Цезарем уже не могла остановить восстание. Войска, поддержанные горожанами, возмущенными вымогательствами и своеволием римлян, получили вождя, когда к ним бежали Птолемей XIII и его сестра Арсиноя. В результате Цезарь в сентябре 48 до н. э. оказался осажденным и отрезанным от подкреплений в царском квартале Александрии. Спас Цезаря и Клеопатру только подход подкреплений во главе с Митридатом Пергамским.

Повстанцы были разбиты 15 января 47 до н. э. у Мареотийского озера, царь Птолемей утонул при бегстве в Ниле. Арсиноя попала в плен и была затем проведена в триумфе Цезаря. За этим последовало совместное путешествие Цезаря и Клеопатры по Нилу на 400 кораблях, сопровождаемое шумными празднествами. Клеопатра, формально сочетавшаяся с другим своим малолетним братом Птолемеем XIV, фактически стала безраздельной правительницей Египта под римским протекторатом, гарантией которого являлись оставленные в Египте три легиона. Вскоре после отбытия Цезаря у Клеопатры рождается сын 23 июня 47 до н. э., которого назвали Цезарем, но который вошёл в историю под данным ему александрийцами прозвищем Цезарион[7]. Утверждали, что он был очень похож на Цезаря и лицом, и осанкой.

[править]
Пребывание в Риме

Цезарь воевал с царем Понта Фарнаком, затем с последними сторонниками Помпея в Африке; сразу же по окончании войн он вызывает в Рим Клеопатру с братом (лето 46 до н. э.), формально — для заключения союза между Римом и Египтом. Клеопатре была выделена вилла Цезаря в его садах на берегу Тибра, где она принимала знатных римлян, спешивших засвидетельствовать свое почтение фаворитке. У республиканцев это вызывало крайнее раздражение и стало одним из поводов, ускоривших гибель Цезаря. Ходил даже слух (передаваемый Светонием и показательный для общего настроения), что Цезарь собирается взять Клеопатру своей второй женой и перенести столицу в Александрию. Сам Цезарь приказал поместить позолоченную статую Клеопатры у алтаря Венеры Прародительницы (Венеры как мифического предка рода Юлиев, к которому он принадлежал). Тем не менее официальное завещание Цезаря не содержало никаких упоминаний о Цезарионе, которого он таким образом не решился признать своим сыном.

[править]
Суверенное правление

Цезарь был убит в результате заговора 15 марта 44 до н. э.. Месяц спустя, в середине апреля, Клеопатра покинула Рим и в июле прибыла в Александрию. Вскоре после этого умирает 14-летний Птолемей XIV. По утверждению Иосифа Флавия, он был отравлен сестрой. Флавий - источник пристрастный и недостоверный, но само по себе утверждение не лишено правдоподобия: рождение сына дало Клеопатре формального соправителя, и в этой ситуации взрослеющий брат был ей совершенно излишен.

Став суверенной правительницей Египта, хотя бы и от имени сына, Клеопатра вступила в трудные годы. В 43 до н. э. на страну обрушивается голод, затем два последующих года не разливается Нил. Царица была озабочена прежде всего снабжением своей столицы, которая является настоящим центром власти и к тому же центром, скорым на бунты. К тому же ей следует считаться с тремя римскими легионами, оставленными покойным Цезарем; эти легионы предавались бесчинствам вплоть до их вывода в 43 до н. э.

Между тем война между убийцами Цезаря, Кассием и Брутом, и с другой стороны — его наследниками Антонием и Октавианом требовала от царицы дипломатической изворотливости. Восток был в руках убийц Цезаря: Брут контролировал Грецию и Малую Азию, в то время как Кассий обосновался в Сирии. Наместник Клеопатры на Кипре, Серапион, помогает Кассию деньгами и флотом с несомненного согласия царицы, какими бы ни были её личные чувства к одному из убийц Цезаря. Позже, однако, она официально отреклась от действий Серапиона. С другой стороны Клеопатра снаряжает флот, якобы, как она потом уверяла, в помощь цезарианцам. В 42 до н. э. республиканцы были разгромлены под Филиппами, и ситуация для Клеопатры сразу переменилась.

[править]
Клеопатра и Антоний

[править]
Встреча с Марком Антонием

Клеопатра на роскошном корабле направляется к Антонию. Кадр из фильма «Клеопатра», 1963 г.

Клеопатре было 29 лет, когда она в 41 до н. э. познакомилась с 40-летним римским полководцем. Известно, что Антоний в качестве начальника конницы участвовал в восстановлении на престоле Птолемея XII в 55 до н. э., но маловероятно, чтобы они встретились в то время, хотя Аппиан приводит слух, будто Антоний увлекся 14-летней Клеопатрой ещё в тот период.[8] Они могли познакомиться во время пребывания царицы в Риме, однако до своей встречи в 41 до н. э. они, по-видимому, плохо знали друг друга.

При разделе римского мира, произведенном после разгрома республиканцев, Антонию достался Восток. Антоний решает реализовать проект Цезаря — большой поход против парфян. Готовясь к походу, он посылает офицера Квинта Деллия в Александрию требовать Клеопатру к себе в Киликию. Он собирался обвинить её в помощи убийцам Цезаря, видимо, надеясь под этим предлогом получить с неё как можно больше денег для похода.

Ян де Бре, Пир Антония и Клеопатры, 1669

Клеопатра, разузнав через Деллия о характере Антония и прежде всего о его влюбчивости, тщеславии и любви к внешнему блеску, прибывает на судне с вызолоченной кормой, пурпурными парусами и посеребренными веслами; сама она восседала в наряде Афродиты, по обе стороны от неё стояли с опахалами мальчики в виде эротов, а управляли кораблем служанки в одеяниях нимф. Корабль двигался по реке Кидн под звуки флейт и кифар, окутанный дымом благовоний. Затем она приглашает Антония к себе для роскошного пиршества. Антоний был совершенно очарован. Заготовленные обвинения царица без труда отклонила, заявив, что Серапион действовал без её ведома, а сама она снарядила флот в помощь цезарианцам, но этот флот, к несчастью, был задержан противными ветрами. В качестве первого проявления любезности к Клеопатре Антоний по её просьбе приказал немедленно казнить её сестру Арсиною, искавшую убежища в храме в Милете.

Так начался роман, длившийся десять лет, один из самых знаменитых в истории — даже при том, что мы не можем судить, какова была доля политического расчёта в отношениях с Антонием, который был необходим Клеопатре для осуществления своих планов.

[править]
Восстановление державы Лагидов

Антоний, оставив армию, последовал за Клеопатрой в Александрию, где провёл зиму 41-40 гг. до н. э., предаваясь попойкам и развлечениям. Со своей стороны Клеопатра старалась привязать его как можно крепче.

Плутарх рассказывает:

вместе с ним она играла в кости, вместе пила, вместе охотилась, была в числе зрителей, когда он упражнялся с оружием, а по ночам, когда он, в платье раба, бродил и слонялся по городу, останавливаясь у дверей и окон домов и осыпая обычными своим шутками хозяев — людей простого звания, Клеопатра и тут была рядом с Антонием, одетая ему под стать.

Однажды Антоний, задумав поразить Клеопатру своими способностями рыболова, подослал ныряльщиков, которые постоянно насаживали ему на крючок новый «улов»; Клеопатра, быстро разгадав эту хитрость, со своей стороны послала ныряльщика, который насадил Антонию вяленую рыбу.

Пока они развлекались подобным образом, парфянский царевич Пакор перешёл в наступление, в результате которого Рим потерял Сирию и юг Малой Азии с Киликией. Антигон Маттафий, враждебный римлянам принц из династии Хасмонеев (Маккавеев), был утвержден парфянами на иерусалимском престоле. Марк Антоний провел короткое контрнаступление из Тира, но затем был вынужден вернуться в Рим, где после столкновения между его женой Фульвией и сторонниками Октавиана было заключено мирное соглашение в Брундизии (октябрь, 40 до н. э.). Столкновения были вызваны по вине Фульвии, которая, по словам Плутарха, надеялась таким образом оторвать Антония от Клеопатры.

В это время Фульвия умерла, и Антоний сочетался браком с сестрой Октавиана, Октавией. В то же самое время в 40 до н. э. Клеопатра в Александрии родила от Антония близнецов: мальчика Александра Гелиоса («Солнце») и девочку Клеопатру Селену («Луну»).

На протяжении 3 лет до осени 37 до н. э. сведения о царице отсутствуют. При возвращении Антония из Италии любовники встречаются в Антиохии осенью 37 до н. э., и с этого момента начинается новый этап в их политике и их любви. Легат Антония Вентидий изгнал парфян; Антоний заменяет парфянских ставленников собственными вассалами или прямым римским управлением. Таким образом, знаменитый Ирод при его поддержке становится царем Иудеи. Нечто подобное происходит в Галатии, Понте и Каппадокии. Клеопатра из всего этого получает непосредственную выгоду, так как подтверждаются её права на Кипр, которым она фактически владела, а также на города сирийского и киликийского побережья Средиземного моря, царство Халкидика в нынешнем Ливане. Таким образом она сумела частично восстановить державу первых Птолемеев.

Клеопатра повелела отсчитывать от этого момента новую эру своего царствования в документах. Сама она приняла официальный титул Θεα Νεωτερα Φιλοπατωρ Φιλοπατρισ (Феа Неотера Филопатор Филопатрис), то есть «младшая богиня, любящая отца и отечество». Титул предназначался для присоединенных сирийцев, которые уже имели царицу (старшую богиню) птолемеевских кровей Клеопатру Феа во II в. до н. э., титул также указывал, по мнению историков, на македонские корни Клеопатры, что было весомым аргументом для греко-македонского правящего класса Сирии.

[править]
Дети Антония и Клеопатры

В 37-36 гг. до н. э. Антоний начинает кампанию против парфян, обернувшуюся катастрофой, в основном по причине суровой зимы в горах Армении и Мидии (северо-запад нынешнего Ирана). Сам Антоний едва избежал гибели.

Клеопатра оставалась в Александрии, где в сентябре 36 до н. э. родила третьего ребенка от Антония, Птолемея Филадельфа. В Риме начинают рассматривать союз Антония и Клеопатры как угрозу империи и лично Октавиану. Последний в начале весны 35 до н. э. послал свою сестру Октавию, законную жену Антония и мать двух его дочерей (Антонии старшей, будущей бабки императора Нерона, и Антонии Младшей, будущей матери Германика и императора Клавдия), с тем, чтобы она присоединилась к мужу. Однако, едва она доехала до Афин, Антоний приказал ей немедленно возвращаться обратно. Это произошло при участии Клеопатры, которая даже грозила Антонию самоубийством, если тот примет жену.

Антоний хотел взять реванш за поражение в войне с парфянами: в 35 до н. э. он захватывает царя Армении Артавазда II, заключает союз с другим Артаваздом — царем Мидии Атропатены и справляет триумф, но не в Риме, а в Александрии с участием Клеопатры и их общих детей. Чуть позже Цезарион получает титул царя царей; Александр Гелиос провозглашается царем Армении и земель за Евфратом, Птолемей Филадельф получает (номинально, так как ему было около 2 лет) — Сирию и Малую Азию, и наконец Клеопатра Селена — Киренаику. Далеко не все из пожалованных территорий находились под реальным контролем Антония. Иосиф Флавий утверждает, что Клеопатра также требовала у Антония Иудею, но получила отказ; однако это сообщение ставится под сомнение.

Известие о раздаче земель вызвало сильнейшее возмущение в Риме, Антоний явно порывал со всеми римскими традициями и начинал разыгрывать из себя эллинистического монарха.

[править]
Крушение

[править]
Битва при Акциуме
Основная статья: Битва при Акциуме

Отношения между Антонием и Октавианом обостряются и к 32 до н. э. приводят к открытому военному столкновению. Популярность Антония ещё была сильна, особенно в сенате и армии. Но Антоний своими выходками в восточно-эллинистическом духе, бросавшими вызов традиционным римским нормам и представлениям, сам дал Октавиану оружие против себя. При октавиановская риторика была направлена не столько на самого Антония, сколько на Клеопатру — «Египтянку», которая поработила римского полководца своими чарами. «Египтянка» изображалась как сосредоточие всего царско-эллинистического, восточного, порочного, чуждого Риму и его традиционным добродетелям. Формально война провозглашалась не гражданской (каковой по сути являлась), а войной римского народа против египетской царицы.

Со стороны Антония и Клеопатры для войны был приготовлен флот из 500 кораблей, из них 200 египетских. Но Антоний вёл войну вяло, предаваясь совместно с Клеопатрой пиршествам и праздникам во всех попутных греческих городах и предоставляя Октавиану время для организации армии и флота. Октавиан опережает Антония: в то время, когда Антоний стягивал войска к западному побережью Греции, готовясь переправиться в Италию, сам Октавиан стремительно переправился в Эпир и навязал Антонию боевые действия на его территории.

Пребывание Клеопатры в лагере Антония, её постоянные интриги против всех, в ком она усматривала своих недоброжелателей, сослужили Антонию дурную службу, заставив многих его сторонников перебежать к противнику. В этом смысле характерна история Квинта Деллия, который до конца жизни оставался ярым приверженцем Антония и все-таки был вынужден перебежать к Октавиану, поскольку был предупрежден, что Клеопатра собирается отравить его за какую-то шутку, которую она сочла оскорбительной для себя. Перебежавшие из-за Клеопатры бывшие сторонники Антония осведомили Октавиана о содержании его завещания, которое тот немедленно изъял из храма Весты и опубликовал. Официальное признание Клеопатры в качестве жены, а её сыновей в качестве законных детей, и особенно условие, по которому Антоний должен быть похоронен в Александрии рядом с Клеопатрой (а не в Риме), произвели на римлян сильное впечатление, совершенно дискредитировав Антония.

Октавиан, сам не будучи крупным военачальником, нашёл в лице Випсания Агриппы компетентного полководца, который блестяще провел кампанию против Антония и Клеопатры. Агриппа сумел загнать флот Антония и Клеопатры в Амбракийский залив и блокировать его. Войско стало ощущать недостаток продовольствия. Клеопатра на военном совете настаивала на морском прорыве, это мнение взяло верх. Результатом стала морская битва при Акциуме 2 сентября 31 до н. э. Когда Клеопатра осознала или просто испугалась, что победа ускользает, она приняла решение бежать из боя со всем своим флотом и спасти то, что ещё возможно спасти. Антоний последовал за ней. Его разгромленный вскоре флот сдался Октавиану, а вслед за тем сдалась без боя и деморализованная сухопутная армия.

[править]
Гибель Антония и Клеопатры

Смерть Клеопатры, картина Реджинальда Артура, 1892

Антоний возвращается в Египет и не принимает практически никаких мер для организации борьбы с Октавианом. Впрочем, у него не осталось для этого никаких реальных ресурсов. Поэтому он растрачивал свои силы в пиршествах, попойках и роскошных праздниках, объявив вместе с Клеопатрой о создании «Союза смертников», члены которого поклялись умереть вместе — в союз вступили ближайшие приближенные. Клеопатра испытывала на заключенных яды, стараясь определить, какой из них доставляет смерть максимально быстро и вместе с тем безоболезненно — жертвой этих экспериментов стал армянский царь Артавазд II. Прежде всего Клеопатра была озабочена спасением Цезариона, которого отправила в Индию (он потом вернулся обратно в Египет). Она и сама одно время носилась с планами бегства в Индию, но при попытке волоком переволочь суда через Суэцкий перешеек они были сожжены арабами, после чего от плана отказались.

Смерть Клеопатры, картина венгерского художника Дюлы Бенцура, 1911

Весной 30 до н. э. Октавиан двинулся на Египет. Клеопатра пыталась жестокими мерами оградить себя от измены: когда Селевк, комендант Пелусия, сдал крепость, она казнила его жену и детей. К концу июля войска Октавиана появились под самой Александрией. Последние части, остававшиеся у Антония, одна за другой переходят на сторону победителя.

1 августа все было кончено. Клеопатра с доверенными служанками Ирадой и Хармион заперлась в здании собственной гробницы. Как указывалось, она договорилась с Антонием умереть вместе. Под влиянием ложной вести о её самоубийстве Антоний бросился на свой меч. Вскоре его, умирающего, женщины втянули в гробницу, и он умер на руках у рыдавшей над ним Клеопатры. Сама Клеопатра, зажав в руке кинжал, демонстрировала готовность к смерти. Однако приближенный Октавиана, Корнелий Галл, начал переговоры с Клеопатрой, затем сумел неожиданно проникнуть в здание гробницы и обезоружить её. Видимо, Клеопатра ещё сохраняла слабую надежду договориться с Октавианом, соблазнить его и удержать царство хотя бы для детей. Но Октавиан был гораздо менее податлив к женским чарам, чем Цезарь и Антоний; к тому же и привлекательность царицы, вступившей в четвёртый десяток и после минимум 4 родов, должна была ослабеть.

Последние дни Клеопатры подробно описаны Плутархом (он пользовался воспоминаниями врача царицы, Олимпа). Октавиан позволил Клеопатре похоронить возлюбленного; её собственная судьба оставалась неясной. Потрясение вызвало у царицы лихорадку, и она рада была под этим предлогом уморить себя голодом — но угрозы Октавиана расправиться с детьми заставили её принять лечение.

Немногими днями позже Цезарь (Октавиан) навестил Клеопатру и сам, чтобы сколько-нибудь ее утешить. Она лежала на постели, подавленная, удрученная, и когда Цезарь появился в дверях, вскочила в одном хитоне и бросилась в ноги. Ее давно не прибранные волосы висели клочьями, лицо одичало, голос дрожал, глаза потухли. Всю грудь покрывали еще струпья и кровоподтеки , — одним словом, телесное её состояние было, казалось, ничуть не лучше душевного. И только ее прелесть, ее чарующее обаяние не угасли окончательно, но как бы проблескивали изнутри даже сквозь жалкое это обличье и обнаруживались в игре лица.[9]

Смерть Клеопатры. Картина Jean André Rixens (1874 г.)

Октавиан напутствовал Клеопатру ободряющими словами и удалился.

Вскоре после этого Клеопатра получила от влюбленного в неё римского офицера Корнелия Долабеллы точные сведения, что через три дня она будет отправлена в Рим для триумфа. Клеопатра велела передать Октавиану заранее написанное письмо и заперлась с доверенными служанками. Октавиан получил письмо, в котором нашёл жалобы и просьбу похоронить Клеопатру вместе с Антонием, и немедленно послал людей. Посланники нашли Клеопатру мёртвой, в царском уборе на золотом ложе. Поскольку перед тем к Клеопатре прошёл крестьянин с горшком смокв, не вызвавший подозрений у стражи - было решено, что в горшке Клеопатре пронесли змею. Утверждали — что на руке Клеопатры были видны два легких, чуть заметных укола. Саму змею в комнате не нашли, будто бы она сразу уползла из дворца.

По другой версии, Клеопатра хранила яд в полой головной шпильке. Вторая версия подтверждается тем фактом, что обе служанки Клеопатры умерли вместе с ней. Сомнительно, чтобы одна змея (египетская кобра) умертвила сразу 3 человек. По словам Кассия, Октавиан пытался оживить Клеопатру с помощью псиллов, экзотического племени, представители которого умели высасывать яды без вреда для себя.

Самоубийство Клеопатры произошло 12 августа 30 до н. э. Смерть Клеопатры лишила Октавиана блеска триумфа в Риме, на параде везли лишь её изображение (статую).

Сын Клеопатры и Цезаря Цезарион был в том же году казнен Октавианом. Дети от Антония были увезены в Рим и шли в цепях на параде триумфатора, затем воспитывались Октавией, женой Антония, в память о муже. Впоследствии дочь Клеопатры, Клеопатра Селена, была выдана за мавританского царя Юбу II, благодаря чему и был создан знаменитый бюст из Шершелл. Судьба Александра Гелиоса и Птолемея Филадельфа осталась неизвестной; предполагается, что они рано умерли.

После смерти Клеопатры и Цезариона Египет стал римской провинцей.

Прикрепления: 7150111.jpg(23.6 Kb)


дети-наша радость, мужчины-наша слабость
 
Форум » Раздел по интересам » Исторический раздел » Древний египет! (значеия некоторых слов!)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: