В пятницу в Москву были доставлены хоругвь с иконой Казанской Божьей Матери и хоругвь с иконой князя Александра Невского.
Личные
реликвии семьи последнего российского императора до 1917 года
находились в Феодоровском Государевом соборе в Царском селе. Дальше их
путь теряется и во времени, и в пространстве.
Без
мифов здесь не обошлось. Например, в интернете появилось сообщение о 20
миллионах долларов, за которые эти два полотна были якобы выкуплены.
"Неправда,
- говорит российский бизнесмен, коллекционер, глава Дома Иконы на
Спиридоновке Игорь Возяков. – Аукциона не было, нет пока и никакого
выкупа – переговоры продолжаются".
В
декабре 2007-го на организованной Возяковым экспозиции икон в
голландском городке Амерсфурт бизнесмен вступил в переговоры с хозяином
святынь, местным коллекционером.
Пока их итогом стало согласие на временный вывоз в Россию хоругвей, которые будут экспонироваться в Доме Иконы с 18 сентября.
До этого их выставят в Храме-на-Крови в Екатеринбурге: 13 сентября молящиеся и паломники получат доступ к святыням.
В чем их уникальность?
Хоругви осматривала целая группа экспертов, искусствоведов, реставраторов. Все они подтвердили подлинность реликвий.
Иконы и полотна на религиозные темы шли в топку в кочегарке Русского музея, считающемся хранилищем древнерусской живописи
Михаил Мещанинов,
эксперт по истории Царского села
Существует
также запечатлевший их снимок знаменитого фотографа-иллюстратора Карла
Буллы, работавшего на рубеже XIX-XX веков. Негатив хранится в
санкт-петербургском Центральном государственном архиве
кино-фотодокументов.
"Изображение
Александра Невского на коне очень необычно, - рассказывает эксперт
Росохранкультуры Ольга Никольская. – Искусство иконы ведь в массе своей
традиционное, каноническое. А тут князь представлен сидящим на коне, во
главе войска, в одежде и с вооружением, археологически точно
воспроизводящими облик древних русских витязей".
На
вопрос о подлинности икон Никольская отвечает так: "Их стилистика не
оставляет никакого сомнения в этом. Они относятся к началу XX века.
Именно в этом – неорусском – стиле работали все известные нам на
сегодняшний день художники. Это национальный вариант стиля модерн".
Знаковое событие
"Из
икон, находившихся в Феодоровском государевом соборе, обнаружены только
эти две", - отмечает эксперт по истории Царского села Михаил Мещанинов.
"Вообще
история поступления икон из Госфонда, куда они в конечном итоге все
стекались, а потом распределялись по музеям, в высшей степени загадочна
и печальна", - говорит Мещанинов.
"В
государственном Русском музее имеются документы, согласно которым в
1940-1941-м годах в огромных количествах сжигались иконы, в частности,
работы Федора Бруни из Екатерининского собора, - объяснил эксперт. -
Иконы и полотна на религиозные темы шли в топку в кочегарке Русского
музея, считающемся хранилищем древнерусской живописи".
По
мнению главы Дома Иконы на Спиридоновке Игоря Возякова, "русскую икону
в ее множественности и художественном качестве сохранили для нас все
волны эмиграции ".
Обнаружение личных реликвий семьи Николая II эксперты называют знаковым событием.
Михаил
Мещанинов отмечает, что иконы индивидуального письма подобного калибра
- большая редкость, поскольку выполнялись они не учениками
церковно-рисовальной школы, а самыми видными изографами, иконописцами -
теми, кому поручали росписи соборов.