Приветствую Вас Гость
Пятница
26.04.2024
07:17

НА ГРАНИ РЕАЛЬНОСТИ

Меню сайта
Форма входа:
Поиск
Праздники России:
Праздники России
Чат:
Кто на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новости
Армия [6]
В мире [3]
Здоровье [11]
Интернет [4]
История [13]
Культура [3]
Наука [4]
Общество [14]
Образование [4]
Путешествия [16]
Политика [13]
Расследования [4]
Семья [2]
Спорт [3]
Удивительное рядом [14]
Экономика [10]
Нашему сайту
Наш опрос:
Кто Вы по китайскому (восточному) гороскопу?
Всего ответов: 68
Популярные темы:
  • Стихи в две руки (212)
  • А Вам... слабо? (138)
  • Ироничные стихи (91)
  • Смешные четверостишия (83)
  • Красивые стихи (81)
  • Стихи о Любви (78)
  • Поздравления Победителей конкурсов! (66)
  • Стихи, зацепившие душу... (62)
  • Притчи о Любви и не только (53)
  • Эротические стихи (52)
  • Конкурс на самого сексуального "Секс-символа" нашего сайта (52)
  • О женщина!!! Ты - мир!!! (51)
  • Плейкасты (49)
  • Музыкальные события года (48)
  • Из России советуют бежать как можно скорее (опрос) (47)
  • Новые статьи
    [17.02.2012]
    Сад поместья Ландрок, Англия
    [17.02.2012]
    Удивительные световые явления
    [17.02.2012]
    Мегала Метеора
    [17.02.2012]
    Топ-30 самых интересных фактов о футболе!
    [17.02.2012]
    Водяные мельницы
    [17.02.2012]
    Тропический рай.
    [17.02.2012]
    Картины на рисовых полях.
    [16.02.2012]
    Каньо Кристалес – Кристальная река или река пяти цветов
    [16.02.2012]
    Косметика, которой вы пользуетесь. Из чего она состоит?
    [02.02.2012]
    Как пытали на Руси.
    [02.02.2012]
    Не лечит, а калечит! К чему приводит несовместимость лекарств
    [02.02.2012]
    Жанна д’Арк: героиня или грандиозный пиар-проект?
    [07.01.2012]
    Математическая загадка
    [02.07.2011]
    Математики: число «пи» — историческая ошибка!
    НАША КНОПКА
    Мы будем вам признательны, если вы поместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

    Сайт охватывает все аспекты жизни и деятельности людей


    Счетчики сайта:
    Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU статистика Каталог популярных сайтов Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU www.ALL-TOP.ru Яндекс цитирования
    hit counter Flag Counter
    Полезные ссылки:
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » История

    Адмирал Макаров: «Русским морякам лучше всего удаются предприятия невыполнимы
    В море как дома

    Начало жизненного пути Макарова не было ни героическим, ни
    выдающимся — скорее обычным для своего времени. Будущий адмирал родился
    в городе Николаеве (ныне Украина), но еще девятилетним мальчиком попал
    на другой край России, к берегам Тихого океана, в Николаевск (на
    Амуре). Туда перевели служить его отца-прапорщика. В этом городе Степан
    «первым по списку» окончил морское училище и в 1865 году начал службу
    на кораблях Сибирской флотилии и Тихоокеанской эскадры. В день выпуска
    из училища контр-адмирал П. В. Казакевич, командующий Сибирской
    флотилией и портами Восточного океана, сообщил, что «за отличие в
    поведении, прилежание и выдающиеся успехи в науках» кадет Макаров
    производится не в кондукторы флотских штурманов, а в гардемарины.

    Плавать Макаров начал еще в годы учебы, в 1861 году, так что
    дальневосточные моря были известны ему не только по учебникам. Фамилия
    будущего адмирала числилась в составе экипажей кораблей, названия
    которых стали теперь историческими — «Стрелок», «Абрек», «Манджур»,
    «Восток», «Варяг», «Америка»… В 1867 году Макаров был переведен на
    Балтику. Снова он побывал на Дальнем Востоке во время длительного
    плавания 1870–72 годов на шхуне «Тунгуз»; тогда же, в 1871 году, стал
    лейтенантом. Заинтересовавшись проблемой непотопляемости кораблей, в
    1872 году вел научные исследования под руководством вице-адмирала А. А.
    Попова. А в 1873 году Макаров был командирован в Вену на Всемирную
    выставку для демонстрации своего изобретения — пластыря для заделки
    пробоин в корпусе судна.

    В 1877–78 годах, во время Русско-турецкой войны, при участии С. О.
    Макарова впервые в истории российского флота была применена доставка на
    место боя минных катеров. Суть проблемы тут такова. Против самых
    сильных в то время военных кораблей — броненосцев — применялись мины.
    Их носителями были небольшие катера, у которых впереди выступали два
    длинных шеста с минами. Понятно, что подобная тактика требовала
    огромной выучки и хладнокровия, поскольку к неприятельским кораблям
    надо было приблизиться практически вплотную, да еще и скрытно. К тому
    же катера не могли уходить далеко в море.

    Тогда Макаров предложил доставлять минные катера на место боя на
    более крупном судне, а уже непосредственно перед атакой спускать их на
    воду. Для проверки этой идеи на практике под командование лейтенанта
    Макарова был отдан пароход «Великий князь Константин», на палубе
    которого установили четыре катера. 28 мая 1877 года близ порта Сулин в
    устье Дуная шестовой миной был подорван турецкий корвет «Иджалие», не
    ожидавший атаки, поскольку считалось, что минный катер не сможет дойти
    до этого места. С. О. Макаров был награжден орденом Святого Владимира
    4-й степени с мечами и бантом, это была первая боевая награда
    27-летнего лейтенанта.


    Помни войну!

    Между тем появилось новое оружие — самодвижущиеся мины (торпеды).
    Российское морское ведомство закупило партию английских мин Уайтхеда,
    но до периода Русско-турецкой войны случаев их боевого применения еще
    не было. Макаров неоднократно обращался с рапортами по начальству,
    желая испытать в деле новое оружие. Отказывали под вполне понятным
    предлогом: мины стоили дорого, каждая 1 200 рублей золотом. Для
    сравнения: строительство одного броненосца обходилось в 3–5 миллионов
    рублей. Но в конце концов просьбы настырного офицера достигли цели:
    Макаров получил драгоценные торпеды. Правда, на проведение учебных
    стрельб времени не было...

    15 декабря 1877 года катера «Синоп» и «Чесма», спущенные с
    парохода «Великий князь Константин» в 5–6 милях от Батума, произвели
    первую в истории успешную торпедную атаку на турецкие корабли, стоявшие
    на рейде этого порта. Капитан-лейтенант Макаров докладывал: «Катера
    выбрали выгодное положение и затем подошли приблизительно на 50 сажен.
    Первым пустил мину лейтенант Зацаренный, которому принадлежит честь
    первого боевого выстрела этим сильным орудием войны. Мина быстро
    вылетела, хорошо пошла и взорвалась прямо под трубой броненосца… Вслед
    за лейтенантом Зацаренным пустил свою мину лейтенант Шешинский… она
    взорвалась под грот-мачтой броненосца…» С. О. Макарова представили к
    внеочередному присвоению следующего звания — капитан 2-го ранга.

    Но спустя некоторое время турки категорически опровергли
    потопление своего корабля, пояснив, что мины взорвались на берегу, и
    даже предоставив в качестве доказательства осколки от них. Так это или
    нет за давностью лет уже не определить, но Макарову пришлось
    объясняться за неудачу перед начальством… Однако настойчивость русских
    моряков в конце концов дала результат. В ночь на 14 января 1878 года
    катера «Чесма» и «Сухум-Кале» (переименованный «Синоп»), спущенные с
    корабля-носителя, вновь появились на Батумском рейде. Оба они выпустили
    торпеды почти одновременно, и несший охранение крупный турецкий пароход
    «Интибах» был потоплен двумя попаданиями.

    Это было первое в мире результативное применение торпед во время
    военных действий на море. Адмирал А. А. Попов прислал Макарову
    телеграмму: «Наконец-то полный успех! Позвольте считаться не учителем,
    а учеником». Долгожданную победу 28-летний капитан 2-го ранга одержал
    как нельзя более вовремя: 19 января 1878 года было подписано перемирие.
    Русско-турецкая война окончилась. Надо отметить, что в течение всего
    периода военных действий турецкий флот был буквально деморализован
    действиями российских минных катеров. С. О. Макаров, побывавший в
    Константинополе в 1879 году, позже вспоминал: «Капитаны турецких
    броненосцев, с которыми я познакомился после войны, рассказывали мне,
    что никакое беспокойство не сравнится с вечным ожиданием минной атаки».


    Наука об океане

    В 1881 году, будучи командиром парохода «Тамань», Макаров
    занимался океанографией — изучал течения в черноморских проливах.
    Итогом стала его первая крупная научная работа — «Об обмене вод Черного
    и Средиземного морей» (1885 год). В 1886–89 годах, командуя корветом
    «Витязь», капитан 1-го ранга Макаров совершил кругосветное плавание, во
    время которого был произведен комплекс работ по исследованию глубин
    Тихого океана. Написанный им фундаментальный труд под названием
    «Витязь» и Тихий океан» (1894 год) не только вошел в историю мировой
    океанографической науки — данные С. О. Макарова используются учеными до
    сих пор. Кстати, во время пребывания в Японском море экипаж «Витязя»
    произвел первые промеры залива Петра Великого, картографировал бухты
    Витязь и Троицы.

    В 1894 году — в возрасте 45 лет! — Макаров стал командующим
    Средиземноморской эскадрой, с которой совершил переход на Тихий океан.
    Вновь посетив Владивосток, С. О. Макаров выступил с проектами о будущем
    этого порта. В «Записках Общества изучения Амурского края» за 1896 год
    была опубликована его работа под названием «Возможно ли искусственным
    путем воспрепятствовать замерзанию бухты Золотой Рог?». Как известно, в
    те времена бухта полностью покрывалась льдом, и контр-адмирал Макаров
    высказал довольно смелую мысль: принудительно перемешивать теплые
    нижние слои пролива Босфор Восточный с холодными поверхностными. Он
    также указал на необходимость замены осыпающихся земляных набережных на
    более прочные и красивые каменные, которые позволили бы сохранить
    глубоководную бухту.

    Вернувшись с Дальнего Востока, С. О. Макаров увлекся идеей
    освоения Арктики. Он предложил создать мощный ледокол нового типа и
    разработал его чертежи. Ледокол «Ермак» был построен под его же
    наблюдением в Англии и в 1899 году спущен на воду. В 1899 и 1901 годах
    Степан Осипович совершил на нем походы в Арктику — до берегов
    Шпицбергена и Новой Земли. В 1897 году вышла в свет его работа «Об
    исследовании Северного Ледовитого океана». В последующие годы Макаров
    был старшим флагманом на Балтике и главным командиром Кронштадтского
    порта. Из-под его пера вышли работы по тактике морского боя, по
    проблемам строительства кораблей; он добился унификации артиллерийских
    орудий и снарядов на флоте, изобрел бронебойный наконечник, который на
    флоте получил название «колпачок Макарова».

    Гибель адмирала
    1 февраля 1904 года, через неделю после начала Русско-японской
    войны, С. О. Макаров был назначен командующим флотом на Тихом океане —
    вопреки желанию морского ведомства. 24 февраля адмирал прибыл в
    Порт-Артур. С этим назначением связывались большие надежды на победу в
    войне, но вмешался Его Величество случай. Утром 31 марта 1904 года
    русская эскадра во главе с броненосцем «Петропавловск» возвращалась в
    Порт-Артур. Когда в 9 часов 39 минут флагманский корабль наскочил на
    мину, вице-адмирал С. О. Макаров находился на ходовом мостике. Взрыв
    вызвал детонацию боезапаса, и через полторы-две минуты «Петропавловск»
    затонул, унеся с собой на дно жизни 28 офицеров и 652 матросов. Удалось
    спастись 7 офицерам и 52 рядовым. Тело адмирала Макарова найдено не
    было…

    В последнее время появились работы, в которых утверждается, что
    определение «флотоводец» к С. О. Макарову неприменимо — мол, флотом он
    по сути и не командовал. Конечно, в российской истории были и более
    знаменитые боевые адмиралы. Но имя Макарова помнят все моряки, а его
    теоретическое наследие до сих пор изучается в академиях и военных
    училищах. И еще одно: наверное, не было в России другого адмирала,
    который с полным правом мог бы называться ученым. С. О. Макаров — автор
    свыше 50 научных трудов по океанологии, океанографии и различным
    вопросам военно-морского дела. За уже упомянутую работу «Витязь» и
    Тихий океан» он был удостоен премии Российской академии наук и
    Константиновской золотой медали Русского географического общества.
    Посвятив этот труд памяти русских моряков начала XIX века, С. О.
    Макаров написал: «Каждый из командиров, следуя к месту своего
    назначения, выбирал непременно такой путь, по которому никто еще не
    шел… Если встречались острова, тотчас же делалась опись и составлялись
    карты. Посмотрите лоцию островов Тихого океана, и вы во многих случаях
    увидите, что остались те карты, которые составили эти бессмертные
    моряки, и цитируются их замечания и наставления. Капитаны начала
    нынешнего столетия, оказавшие такие крупные услуги в свое время,
    сослужат еще не одну службу в будущем, подавая пример любви и
    преданности к делу морякам, которым предстоит быть капитанами начала
    будущего столетия».

    Слова о «любви и преданности к делу» с полным основанием могут
    быть отнесены к самому Степану Осиповичу. Вовсе не случайно в честь
    адмирала Макарова названы 17 географических объектов в Тихом океане, в
    Арктике и Антарктике. Его имя носят корабли и суда, Военно-морской
    институт во Владивостоке, Морская академия в Санкт-Петербурге,
    Кораблестроительный институт в Николаеве. А в Кронштадте, Николаеве и,
    конечно, во Владивостоке есть памятники адмиралу Макарову.

    Иван ЕГОРЧЕВ.

    14.01.2009 (12:51)

    Адрес страницы: http://dvvedomosti.ru/news/people/?id=932
    © Дальневосточные Ведомости

    Категория: История | Добавил: МЁД (28.01.2009)
    Просмотров: 1366 | Рейтинг: 0.0/0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]