Правительство России готовит отмену лицензирования медицинских услуг. Это упростит открытие частных клиник и таким образом увеличит их количество. А как же качество? Прежде всего бросается в глаза, что правительство игнорирует мировой опыт. На Западе в либерализацию медицины наигрались в начале 90-х, но и тогда в Европе и США никто не придумал отменять лицензию. Более того, там применяется испытание строже – аккредитация. Она включает в себя не только наше лицензирование (контроль за квалификацией и количеством врачей, за оборудованием, за состоянием здания), но и оценку качества услуг. Очень серьезно отслеживается соблюдение прав пациентов. Во Франции медучреждения вообще обязаны подтверждать аккредитацию каждые три года. И это при том, что потребность в госконтроле на Западе гораздо меньше нашей, поскольку там очень развит общественный контроль. В России общественных врачебных организаций больше, чем можно себе представить (около 500). Однако зачастую они просто-напросто удовлетворяют амбиции своих лидеров и не несут ответственности за то, что их члены работают в своих клиниках профессионально. В 2008 году Росздравнадзор зафиксировал, что 15% российских врачей практикуют без сертификата (его надо подтверждать каждые пять лет), а до реализации нацпроекта «Здоровье» эта цифра составляла 30%. Госконтроль тем более необходим, что львиная доля медицинских услуг оплачивается государством. Только 11% медучреждений находится в руках бизнесменов, а коечный фонд является частным лишь на 0,3%. Государству так же логично выступать гарантом безопасности пациентов, как гарантировать, например, пожарную безопасность или безопасность электростанций. «Трагедия в пермском ночном клубе и авария на Саяно-Шушенской ГЭС покажутся нам цветочками по сравнению с задуманным нововведением. После этих происшествий Ростехрегулирование усилило свои требования, в это же время в медицинской сфере госконтроль хотят ослабить. Получается, одна рука государства не знает, что делает другая, – комментирует Гузель Улумбекова, председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству. – Даже сейчас, при наличии системы лицензий, я далеко не уверена, что нашим пациентам гарантирован одинаковый уровень безопасности и качества лечения во всех медицинских учреждениях. Сегодня система лицензионного контроля медицинских организаций более или менее отлажена – существуют специально обученные люди, сеть органов лицензирования по регионам. Разрушить легко, а восстанавливать ее все равно придется». «В основе запланированного нововведения – политика в сфере малого и среднего бизнеса. Это общая позиция: убирать административные заслоны и преодолевать коррупцию. Конечно, медицинское предпринимательство нельзя ограничивать в правах по сравнению с другими предпринимателями. Нужно стимулировать его. Но не такими радикальными средствами, – говорит депутат Госдумы Эльмира Глубоковская (фракция «Справедливая Россия»), заместитель председателя Комитета по охране здоровья. – Странно даже говорить об отмене лицензирования при нашем уровне бесконтрольности со стороны общества. Надо расширять полномочия общественных организаций, призванных следить за медициной. В первую очередь я имею в виду Лигу защиты прав пациентов. Пусть у нее будет право реагировать на жалобы пациентов: направлять в медучреждения своих специалистов для проверки качества услуг. Недавно в московской частной больнице во время операции умерла женщина, и сотрудники, чтобы скрыть это, тайно похоронили ее. Такое не должно повториться». «Лицензирование – хороший сдерживающий инструмент. Он защищает от низкопрофессиональных людей, которые просто хотят денег, – уверен Андрей Лобанов, глава Комитета по медицине Московской ассоциации предпринимателей. – Я занимаюсь коммерческой медициной 20 лет и получил лицензии больше чем для 10 объектов. Для меня это радость, а не проблема. Если вы все делаете правильно, то барьер преодолим. Рассуждения о том, что расходы на лицензирование приходится оплачивать потребителю, – просто бред. Стоимость получения лицензии через юридическую компанию, которая берет на себя все хлопоты по оформлению и проведению документов, – 80–90 тысяч рублей. Ощутима ли эта трата для пациента, если медицинский центр зарабатывает 5–10 миллионов рублей в месяц? Преувеличивать затратность предлицензионных экспертиз также не нужно: они стоят от 30 до 60 тысяч рублей». Между тем есть барьеры, из-за которых коммерческая медицина действительно стонет. Это СанПиНы – санитарные правила и нормы, которые базируются на технологиях 50–60-х годов. Например, в то время площадь процедурной, где берут кровь, должна была составлять не менее 24 квадратных метров. Тогда не применялся ультрафиолет, потому требовался просторный зал, хорошо освещаемый солнцем. Современная процедурная выглядит по-другому: это комната три на три, где кровь отсасывается под стерильным потоком воздуха вакуумными контейнерами. Но СанПиНы требуют строго 24 метра. Медицина продвинулась далеко вперед, а устаревшие подходы – к площадям, к кубатуре воздуха, к высоте потолков – заставляют предпринимателей вкладывать в три-четыре раза больше средств, чем на Западе. В приемном отделении до сих пор должно быть «помещение для помывки»… Особенно сильно проступает абсурдность СанПиНов тогда, когда в России работают иностранные проектировщики. Яркий пример – передовая клиника на Крылатских Холмах в Москве. Из-за СанПиНов она простаивает четвертый год… Вот эти-то санитарные правила и есть почва для коррупции. Однако отменить лицензирование правительству кажется проще.
Источник: http://www.argumenti.ru/social/n250/71973/ |